1 apple computer: Конкретно с этого прототипа компьютера Apple-1 началась вся история Apple. ПК продают с аукциона

Содержание

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 1. Apple I

C этой недели мы начинаем новый цикл исторических статей, в котором мы будем подробно рассказывать о каждом компьютере, когда-либо созданном компанией Apple. Сегодняшний наш материал посвящен Apple I – самому первому компьютеру, разработанному Стивом Джобсом и Стивом Возняком и положившему начало новой эпохе – эпохе инноваций Apple.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Продвижение
  • 3 Впечатления пользователей
  • 4 Компьютеры Apple от альфы до омеги

Разработка

Завсегдатай калифорнийского клуба Homebrew Computer в городе Пало Альто, 26-летний Стив Возняк, на тот момент был сотрудником компании Hewlett-Packard и заядлым хакером. В 1975 году он был одержим идеей создать собственный компьютер и испачкал не одну тетрадь, рисуя наброски схем устройства. Он даже написал компиляторы  FORTRAN и интерпретаторы BASIC для этих теоретических машин, однако хроническое безденежье мечтало ему реализовать свою задумку. Голодными глазами он смотрел на процессор Intel 8080, однако цена в 179 долларов казалась ему недостижимой. А между тем, среди членов клуба отказ от использования 8080 расценивался как безрассудная глупость. Приведем цитату из книги Майкла Моритца (Michael Moritz) «Маленькое королевство» (The Little Kingdom):

Тем летом Intel 8080 был настоящим центром мироздания для членов Homebrew Club. Компьютер Altair был основан на 8080, и его популярность среди деловых пользователей в то время начинала стремительно распространяться. Как на дрожжах росло количество компаний, либо производивших машины, способные запускать программы для Altair, либо создававших аксессуары, которые можно было подключать к компьютеру. В соответствии с особенностями микропроцессоров, программа или устройство, рассчитанные на работу с этим процессором, не смогут работать ни на одном другом. Объединение этих периферийных устройств для Altair было известно как шина S-100, использовавшая сто сигнальных линий. Фанаты 8080 испытывали практически религиозные чувства к шине S-100, даже несмотря на то, что были прекрасно осведомлены о ее несовершенстве. Люди, которые писали программы или создавали периферийные устройства для компьютеров на базе 8080, были уверены, что у конкурирующих микропроцессоров нет никаких шансов. По их мнению, высокое качество и богатый выбор программ и аксессуаров сделает эти компьютеры более полезными для пользователей и принесут больше прибыли компаниям. Тогда считалось, что 8080 обладает критической массой, достаточной для того, чтобы стереть все остальное с лица земли.

Интересовал Возняка и другой процессор – Motorola 6800, прежде всего потому, что он более чем 8080 напоминал его любимые миникомпьютеры (такие как Data General Nova). Тем не менее, этот процессор также был неподъемен для него в финансовом плане. Так бы и прозябал он дальше, если бы его товарищ Аллен Баум (Allen Baum) не нашел процессор, который был почти идентичен 6800, но при этом стоил намного меньше. Компания MOS Technology продавала свой чип 6502 за 25 долларов, тогда как Motorola 6800 стоил 175 долларов. Возняк решил остановить свой выбор на 6502 и начал писать версию «Бейсика», которая смогла бы работать на нем. Коллега по Hewlett-Packard смог запрограммировать компьютер так, чтобы он был способен симулировать функционирование 6502, and Возняк использовал его для своих первоначальных испытаний. Когда интерпретатор BASIC был готов, он начал думать над созданием компьютера, на котором этот программный код мог бы работать. Внеся некоторые изменения в свои чертежи, ранее составленные на бумаге и рассчитанные на использование с 6800, Возняк решил воспользоваться ими.

Чтобы сделать компьютер более простым в использовании, Возняк решил отказаться от панельных переключателей, которыми оснащался Altair, и сделал выбор в пользу клавиатуры. Для вывода изображения он воспользовался телевизором (напомним, что в то время самым распространенным механизмом для ввода/вывода был телетайп, состоявший из клавиатуры, печатной машинки и, если повезет, считывателя перфоленты). В плане функционала это был телевизионный терминал, подключенный к компьютеру посредством одной печатной платы (еще одно преимущество перед Altair). Возняк использовал чипы 256 x 4 PROM (программируемая память только для чтения) для создания 256-битной программы, которая обращалась к клавиатуре, когда телевизор был включен. Эта программа только позволяла вводить шестнадцатиричные значения, анализировать объем памяти и запускать программу по конкретному адресу. В Altair все эти действия было необходимо выполнять вручную при каждом включении компьютера.

Поскольку дешевых чипов RAM в то время на рынке не было, Возняк использовал сдвиговые регистры, чтобы передавать текст на экран телевизора. Вследствие этого видеотерминал работал достаточно медленно и отображал около 60 знаков в секунду. Однако эта скорость была низкой по нынешним стандартам, а в сравнении с телетайпами, выдававшими 10 знаков в секунду, это был настоящий прорыв. Если плата была заполнена целиком, требовалось 8 килобайт динамичной памяти RAM для загрузки BASIC в 4 КБ памяти, в результате чего на запуск пользовательских программ оставалось менее 4 килобайт. Компьютер обладал видеоконнектором, но подключать его к телевизору должен был сам пользователь. Кроме того, клавиатура не входила в комплект, продавалась по отдельности и подключалась к 16-штыревому DIP-коннектору. Питание необходимо было подключать к двум трансформаторам, чтобы получить 5 и 12 вольт для материнской платы. Компьютер не обладал ни динамиком, ни графикой, ни цветным изображением. Он был оснащен единственным периферийным слотом, но на момент его появления не было ни единого аксессуара, который туда можно было подключить. Этот компьютер обладал габаритами 40 х 30 см, оснащался единственной печатной платой (в то время большинство кустарных компьютеров работало минимум на двух платах), имел от 30 до 40 чипов и в связи с тем, что работал на «Бейсике», привлек внимание большого количества людей.

Продвижение

К началу 1976 года Стив Возняк закончил свой компьютер, основанный на процессоре 6502, и продемонстрировал его на одном из собраний Homebrew Computer Club, проходивших раз в две недели. 21-летний Стив Джобс в то время был близким другом Возняка и завсегдатаем того же клуба. В прошлом он уже успел поработать с Возняком, когда они создавали аркадную игру Breakout для приставки Atari. Джобс не скрывал, что тоже был очень заинтересован в разработке этого компьютера. Во время его создания он дал Возняку несколько ценных рекомендаций, в том числе относительно использования более новых динамичных модулей RAM вместо более дорогих статичных. Также он предложил Возняку собрать несколько печатных плат и продать их членам клуба, чтобы они тоже могли собирать свои компьютеры. Друзья объединили имевшиеся у них финансы, и 1 апреля 1976 года была официально учреждена компания Apple Computer Company. Вот что пишет автор Фрэнк Роуз (Frank Rose) о происхождении названия компании в своей книге «На запад от Эдема: конец невинности в Apple Computer» (West Of Eden: The End Of Innocence At Apple Computer):

До этого Джобс работал в яблочном саду, и ему понравилось это название, поскольку он считал, что яблоко является идеальным фруктом. Оно отличается высоким содержанием питательных веществ, приятным внешним видом и достаточно внушительной прочностью. А Джобс хотел, чтобы Apple была идеальна как компания. Кроме того, других вариантов названия никто так и не предложил.

Джобс обратился к владельцу недавно открывшегося магазина компьютеров под названием «The Byte Shop» с предложением купить у него несколько «яблочных» устройств. Предприниматель Пол Террелл (Paul Terrell) выразил заинтересованность в Apple I, но заявил, что хочет продавать только полностью собранные компьютеры. Террелл сказал, что если они смогут поставить ему пятьдесят готовых к использованию компьютеров, он заплатит им наличными при получении. Выяснилось, что затраты на производство компьютера оказались больше, чем Джобс и Возняк ожидали. В результате они были вынуждены взять беспроцентный кредит на 30 дней и, закрывшись в гараже Джобса, начали упорно работать над производством и тестированием Apple I. В конечном итоге Джобс доставил оговоренное количество компьютеров в Byte Shop. Хотя эти «полностью собранные» компьютеры не имели системы электропитания, клавиатуры и монитора, Террелл сдержал свое обещание и заплатил им. В июле 1976 года Apple I поступил в продажу. Цена его составляла 666,66 доллара, что почти вдвое больше затрат на производство и дилерской комиссии. В общей сложности было произведено двести компьютеров Apple I, и 175 из них были распроданы за первые десять месяцев.

Хотя Apple I был более прост в использовании, чем Altair (благодаря встроенному коду ROM), все равно процесс его настройки занимал очень много времени. Прежде чем «Бейсик» был готов к использованию, Возняку нужно было впечатать около 3000 шестнадцатиричных символов. Он мог сделать это за 20-30 минут, притом что этот код он помнил наизусть. Менее искушенному пользователю работать на BASIC было куда сложней. Чтобы облегчить их труд, Возняк по настоянию того же Пола Террелла разработал кассетный интерфейс. Он был вмонтирован в небольшую печатную плату высотой в 5 см и подключен в специальный слот на материнской плате. Карта продавалась за 75 долларов, и в ее комплект входила кассета с «Бейсиком», написанным Возняком. В комплект карты входила рекламная листовка Apple, в которой заявлялось: «Наша философия состоит в том, чтобы предлагать вам программное обеспечение для наших машин бесплатно или по минимальной цене». Интерфейс был рабочим, однако было достаточно сложно подобрать нужную громкость и тембр кассетного проигрывателя, чтобы успешно загружать язык программирования. Тем не менее, такая конфигурация позволяла работать при 1200 бодах (в то время как другие системы в 1976 и 1977 годах работали при 300 бодах).

Хотя основная активность в компьютерной сфере наблюдалась в Кремниевой долине, весть об Apple I распространилась и за пределы штата Калифорния. В 1976 году Стэн Вейт (Stan Veit) открыл в Нью-Йорке The Computer Mart – первый компьютерный магазин на восточном побережье США. В этом магазине, который сначала был одним из отделов супермаркета Polk’s Hobby Department Store в центре Манхэттена, а затем переехал в отдельное помещение на Мэдисон Авеню, продавались такие модели компьютеров как IMSAI 8080, Sphere и Southwest Technical Products M6800 (в том числе на базе процессоров Motorola 6800). Пол Террелл из Byte Shop связал Джобса с Вейтом, и после одного телефонного разговора в The Computer Mart уже доставили наложенным платежом посылку, в которой находился тот самый Apple I. Вейт показал его своим приятелям-специалистам, которые не могли поверить, что эта небольшая коробочка может быть компьютером. Тем не менее, подключив к этому устройству питание и клавиатуру (о последней им пришлось дополнительно разговаривать с Джобсом, и он с удовольствием прислал ее, также наложенным платежом), перед ними стоял рабочий компьютер, который был существенно компактней, чем все компьютеры, доступные в то время на рынке. Вместе с клавиатурой Джобс вложил в посылку кассетный интерфейс, а также пленку с программой Game Of Life.

Впечатленный этим компактным компьютером, Вейт попросил своих специалистов вмонтировать Apple I в кейс и, прихватив с собой девятидюймовый монитор и клавиатуру, он направился в нью-йоркское представительство Ассоциации вычислительной техники. Вейт с невозмутимым видом разложил все это богатство на столе и запустил программу Game Of Life так, чтобы все в зале это видели. Когда выступавший в тот момент оратор прервался, чтобы спросить, что такое отображается у Вейта на мониторе, он не мог поверить, что в том небольшом кейсе у него находился компьютер. Некоторые посетители были убеждены, что эта машина всего лишь была портативным терминалом, который через потайной телефонный шнур был подключен к спрятанной рабочей станции. Когда же Apple I был детально продемонстрирован, восторгу аудитории не было предела.

После этого Вейт решил прокатиться в Калифорнию, чтобы навестить Джобса и Возняка в их гараже. Возняк продемонстрировал ему прототип компьютера Apple II с работающей цветной игрой Breakout, и Вейт сказал, что по качеству графики этот компьютер превосходил даже Cromemco Dazzler (популярный аксессуар для шины S-100 на компьютерах Altair и IMSAI). Джобс сказал ему, что они решили прекратить производство Apple I и начали делать усовершенствованную модель Apple II. Тем не менее, Вейт призвал его выполнить обязательства перед своими клиентами и дилерами, которые закупили платы Apple I для продажи, по обеспечению их готовой версией «Бейсика». Он считал, что это имеет принципиальное значение для репутации компании и ее будущего успеха.

28 августа 1976 года двум Стивам было предложено поучаствовать в национальной компьютерной выставки PC ’76 в Атлантик-Сити, и они с удовольствием приняли это приглашение. Воспользовавшись телевизором в номере отеля, Возняк добавил последние штрихи к интерпретатору BASIC, чтобы он был готов к официальной демонстрации. Несколько компьютеров Apple I, участвовавшие в выставке, привлекли внимание аудитории своими компактными габаритами и быстрым кассетным интерфейсом. И это невзирая на то, что в шоу участвовало два других компьютера на базе процессоров 6502 (KIM-1 и Baby). Тем не менее, большого количества заказов в тот день не последовало, к большому разочарованию Стива Джобса.

Впечатления пользователей

Одним из первых пользователей, который приобрел компьютер Apple I, стал человек по имени Джо Торжевски (Joe Torzewski). Спустя некоторое время он получил официальное уведомление от Apple Computer, в котором говорилось, что компания разработала новый и более современный компьютер (Apple II) и отказывается от дальнейшей поддержки Apple I. Тем не менее, для Торжевски это не было препятствием. Он решил создать группу пользователей Apple I, и впоследствии (по его просьбе) Apple перенаправляла в эту группу все запросы, связанные с технической поддержкой для владельцев Apple I.

Вместе еще с пятью владельцами Apple I, которые составили костяк этой группы, Джо заявил: «Мы разработали аппаратное и программное обеспечение, в которое включаются такие вещи как интерфейсная графическая плата, расширение памяти и игра «Шахматы». Мы сконвертировали язык Focal для компьютера Apple I и заставили его работать. Также мы работаем над расширительным слотом, который позволит подключать к компьютеру более современный монитор, а также создаем новые программы».

В апреле 1977 года, Apple Computer решила снизить цену на Apple I с 666 долларов до 475 за модель с 4 КБ RAM и до 575 за модель с 8 КБ. Также для приобретения были доступны новые программные кассеты. В их число входил BASIC от Возняка (на загрузку которого требовалось всего 30 секунд), дисассмблер, усовершенствованная программа-монитор, а также игры, в числе которых Star Trek, Mastermind, Lunar Lander, Blackjack и Hamurabi. Каждая кассета продавалась по цене 5 долларов, и некоторые из этих программных продуктов позднее были выпущены и для Apple II.

Клуб энтузиастов Apple I также занимался распространением среди своих членов информации о новинках аппаратного обеспечения, например, о монохромной графической плате (напомним, что Apple I был создан как текстовый компьютер), а также советов о том, как отрегулировать 40-столбцовый принтер (SWTPC PR-40) или как подключить телетайп.

Время проходило, и многие члены клуба Apple I изменяли своему объекту былого поклонения с более новыми и мощными машинами. И только пользовательская группа Джо Торжевски осталась неподвластна времени и сохранила знамя пионеров компьютерной эры. Кстати, она работает и сегодня, и обитает на сайте Apple I Owner’s Club.

Сегодня компьютер Apple I является настоящим раритетом, поскольку на данный момент из 200 произведенных машин в мире сохранилось, по разным подсчетам, от 30 до 50 таких устройств. А пару недель назад один из немногих сохранившихся в рабочем состоянии экземпляров был продан на лондонском аукционе Christie’s по цене 174 000 долларов.

Компьютеры Apple от альфы до омеги

Часть 1. Apple I
Часть 2. Apple II
Часть 3. Apple II Plus
Часть 4. Apple III
Часть 5. Apple IIe
Часть 6. Lisa
Часть 7. Macintosh
Часть 8. Apple IIc
Часть 9. Apple IIGS
Часть 10. Macintosh SE и Macinosh II
Часть 11. Macintosh Portable
Часть 12. Macintosh IIfx, Classic, LС и IIsi
Часть 13. Macintosh Quadra 700 и 900
Часть 14. Macintosh PowerBook
Часть 15. Macintosh Centris
Часть 16. Newton MessagePad
Часть 17. Macintosh TV
Часть 18. Power Mac
Часть 19. eMate 300
Часть 20. 20th Anniversary Macintosh
Часть 21. iMac
Часть 22. iBook
Часть 23. Xserve
Часть 24. eMac
Часть 25. Mac mini
Часть 26. MacBook Pro
Часть 27. MacBook
Часть 28. Mac Pro
Часть 29. MacBook Air
Часть 30. iPad

Как собрать Apple 1 и написать для него игру / Хабр

Как собрать Apple 1 и написать для него игру


Прошло 40 лет с момента выхода в свет компьютера Apple 1. Сегодня его возможности не дотягивают даже до простых микропроцессорных устройств или микроконтроллеров. Но в 1976-ом году эта новинка наделала много шума, говорилось даже о революции в мире ЭВМ. Предлагаю читателю вместе со мной собрать Apple 1, чтобы узнать, что же интересного в нём было, и написать какую нибудь программу.

Сразу скажу, собирал я его не за один раз. На поиск компонентов, сборку и отладку в свободное время, ушло три года, примерно столько же потом на отладку, и чтобы наконец собраться и написать эту статью.
 

Характеристики Apple 1


Тип: Персональный компьютер

Годы выпуска: июль 1976 — март 1977

Процессор: MOS 6502

Тактовая частота: 1мГц

Память: ПЗУ 256 Байт, ОЗУ 4кБ, расширяемые до 8 кБ

Видео: 40х24 символов

Изготовлено: около 200 штук

Немного истории


Создателем Apple 1 является Стивен Возняк. Собственно на момент создания он ещё не назывался Apple 1. Да и самой компании Apple ещё не было. 

Стив увлекался проектированием радиоэлектронных устройств с раннего возраста. Первой его вычислительной машиной была «крем-сода», спроектированная на интегральных микросхемах без использования центрального процессора, и способная выполнять несложные математические действия. К сожалению я не смог найти ни фото, ни каких то описаний этого компьютера, только довольно скупые сведения от самого Стива, описанные в его книге. Судьба «крем-соды» тоже печальна — он сгорел, и попыток восстановить его не было. Позже, когда Стив работал над калькуляторами в НР, его знакомый, Аллен Баум, пригласил на встречу Клуба любителей компьютеров в Пало-Альто, Калифорния. Стиву сообщили, что эта встреча посвящена терминалами и видео технике. На тот момент он уже создал собственный терминал для работы в ARPANET, и имел представление о терминальной технике, только поэтому он и согласился пойти. Стив был скромным парнем, и знай он что речь будет про компьютеры, по его словам, он бы не пошёл туда.

На встрече он чувствовал себя не в своей тарелке, так как присутствующие обсуждали какие то непонятные микропроцессоры и компьютер Altair 8800. 

После встречи ему дали листок с описанием микропроцессора i8080A. Он решил изучить его на досуге, и понял, что это именно то, что он делал в своем первом ПК «крем-сода», и как можно было бы его сделать проще. В тот же день у него родилась архитектура будущего Apple 1. Но до сборки дело дошло только через несколько месяцев, которые ушли на изучение спецификаций новых микросхем и поиск комплектующих. Дело в том, что в 70е годы микропроцессоры и память были очень дороги и дефицитны. Проблема с процессором решилась, когда компания MOS Technology выпустила бюджетный процессор 6500, а в скором времени и 6502, аналог 6500, но обладающий большими возможностями, и стоившем всего 25$. Именно легендарный 6502 первым попал в руки Стива. 

Следующая проблема того времени заключалась в подготовке компьютера к запуску. В те годы загрузочная программа, как правило, вводилась в компьютеры вручную либо с магнитофонной ленты, это занимало до получаса, и только после этого можно было что то на них делать. Видео запуска Бейсика и игровой программы, написанной на нём, на Altair 8800 доступно по второй ссылке в конце статьи. Стив решил эту проблему установкой в свой ПК микросхем постоянной памяти (ПЗУ), с записанной в них управляющей программой, которую он назвал «Монитор». Название отражало назначение — большую часть времени она мониторила нажатие клавиш и передавала их на терминал, а так же позволяла отображать значения в ячейках памяти и запускать программу с определенного места. Монитор Возняка уместился в 253 байта.

Но для запуска компьютера ему всё ещё не хватало оперативной памяти. Первая версия его ПК была собрана на медленной статической памяти. Позже он заменил её на динамическую, что уменьшило количество микросхем на плате, и положительно сказалось на скорости работы.

Стив показал свой ПК публике, а его друг, Стив Джобс, который помогал носить монитор до клуба, предложил начать производить печатные платы для этого ПК, и организовать собственную компанию, которую назвали Apple.  

Об этом и многом другом можно детальнее почитать в книге iWoz.

Основная плата Apple 1

Архитектура ПК


ПК состоит из нескольких узлов. 



(Сайт источник)

Блок формирования и вывода изображения (терминал)

Собственно это и есть тот самый терминал Стива для ARPANET. На его входе семибитная шина, по которой поступают данные для вывода на экран телевизора. 

В нём нет схем для прямого доступа к видеопамяти (ПДП), а используется циклическое обновление памяти в 1024 ячейки по 7 бит (причём, 64 ячейки не используются). Из-за отсутствия ПДП этот терминал работает как печатная машинка — подали символ на вход, он его отобразил на экране, переместил курсор для следующего символа, и никакой графики. Из-за постоянного обновления этой памяти, работа терминала довольно медленная. Все символы выводятся последовательно, нельзя просто так вернуться назад, и исправить неверно введённый символ. Для правки нужно ввести команду Монитора, которая изменит содержимое той ячейки памяти, где была допущена ошибка, а затем с помощью другой команды вывести на экран значение байта из изменённой ячейки памяти.

Если же в нашей программе мы хотим очистить экран, нам нужно 24 раза перевести каретку на новую строку. Кстати, при нажатии на Return (современное обозначение — Enter), запускается генератор, который до конца строки печатает символ Пробел.

Графического режима нет, а набор символов ограничивается стандартным набором ASCII кодов, со значениями от 1 до 127 (на экране отображаются только символы из интервала 32-126, некоторые другие используются в качестве управляющих, например 13 — перевод строки), поэтому и шина семибитная, а по старшему разряду всегда установлена единица.

Макеты всех отображаемых символов записаны в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ). После поступления символа на терминальный вход, он сначала записывается в небольшую память (аналог современной видео памяти), и далее через систему счётчиков выбираются адреса в ПЗУ знакогенератора, содержащие макет выводимого символа, и через регистры сдвига эти данные, смешиваясь с сформированными видео синхроимпульсами поступают на вход монитора (или низкочастотный вход телевизора).

Для регулировки яркости изображения, на плате есть подстроечный резистор. Я заменил его простым делителем пополам.

Так же надо отметить, что из-за ошибок в схеме формирования изображения, его нельзя корректно отобразить на большинстве современных цифровых телевизоров или мониторов, аналоговые телевизоры эти ошибки прощают. В конце статьи трёхминутное видео с моими мучениями на таком мониторе.

Микропроцессорный блок

Содержит микропроцессор 6502, ПЗУ, порт ввода-вывода (PIA), буферные усилители, дешифратор адресов устройств, оперативную память и немного микросхем мелкой логики.

Блок ввода-вывода и работа с внешними устройствами

Опросом клавиатуры и передачей введённого символа на шину данных занимается контроллер ввода-вывода (PIA) 6520. Вместо него я установил 6821. И он прекрасно работает.

Работа с внешними устройствами происходит как с ячейками памяти. Каждому устройству соответствует своя область памяти. Включением ввода-вывода с конкретного устройства занимается дешифратор портов. Его входные линии подключены к адресным линиям микропроцессора, поэтому при установке нужного адреса, к шине данных подключается нужное нам устройство. Что, и как с ним можно делать, определяет программа, и само устройство.

Так как в этом ПК не реализованы прерывания, обработкой всего потока данных (ввод с клавиатуры, вывод символов, обмен данными с внешними устройствами и тд) занимается центральный процессор.

Для подключения внешнего устройства, на основной плате есть один разъём. Единственным, известным мне, устройством, созданным для этого ПК в 70е годы, является интерфейсная плата для работы с внешним хранилищем данных — магнитофоном.


Блок питания

Тут всё просто. Для питания компьютера нужны четыре напряжения. +5В, -5В, +12В и -12В. Блок питания изготавливался покупателем самостоятельно. Для этого нужно было отдельно приобрести два понижающих трансформатора, и подключить их к основной плате, на которой уже находились выпрямители и стабилизаторы. На радиаторе находится стабилизатор на +5В, и он ощутимо греется, поэтому многие пользователи устанавливали на него вентилятор, я не стал изобретать велосипед, и поступил так же.

Можно конечно было поставить современный импульсный блок питания, но хотелось тёплого лампового урчания в 50Герц.

Поиск компонентов, сборка и наладка


Как я писал выше, на поиск компонентов ушло почти 3 года, правда с перерывами. Первой была куплена печатная плата, пролежав примерно год на полке, она начала постепенно обрастать компонентами. Сначала я припаял панельки для микросхем и разъёмы для подключения питания и монитора. Затем все пассивные элементы — резисторы, конденсаторы и диоды. Правда раздобыть оригинальные конденсаторы Sprague не удалось сразу, и вместо них первые пол года стояли обычные современные электролиты.

Большую часть микросхем удалось сразу приобрести, более того, у большей их части есть советские аналоги 155-ой серии. Побегать пришлось за такими микросхемками:

Видео ПЗУ — в нём должна быть записана определённая прошивка, иначе адекватной картинки не будет.

2504V — семь регистров, в которых хранится изображение, выводимое на экран.

2519B — счётчик, используемый для построения изображения, у которого не нашлось аналогов.

8T97 — буферы шины данных, предотвращающие перегрузку шины данных микропроцессора, в прочем им позже нашлась советская замена — К155ЛП11.

ПЗУ с управляющей программой «Монитор».

После того, как все компоненты были найдены, впаяны, или установлены в основную плату, началась сама интересная часть — отладка.

Первое включение — щелчок тумблером питания, 5 секунд, выключение — дыма нет, пробки в квартире целы, ничего не загорелось — порядок. Включаю, смотрю картинку — на экране мусор из случайных символов. Нажимаю RESET и за ней CLEAR SCREEN (да да, есть и такая кнопка — пользователи тогда были не избалованы модными штучками, а проектировщики считали, пусть пользователь очищает экран, когда ему надо), ничего не происходит — тот же случайный мусор. 

Ко всему прочему, уже начинает подпекать стабилизатор на +5В, по комнате пошёл тёплый ламповый аромат свежесгоревшего толи лака, толи краски с этого стабилизатора. Выключаю, жду 5 минут, до полного охлаждения, и такими короткими сериями пытаюсь отлаживать далее на всём протяжении отладки, поэтому этот факт далее не указан.

Если бы всё работало, то после включения компьютера, на экране должна была появиться приветственная заставка в виде чередующихся, мигающих символов «@_» во вcё рабочее пространство монитора, а после нажатия RESET и CS экран должен очиститься, и остаться только курсор для ввода команды управляющей программе «Монитор».

Визуальный осмотр и прозвонка цепей формирования изображения и питания ничего не дала. И вот после нескольких дней мучений, я обнаружил, что продавец отправил мне не те аналоги микросхем видеопамяти. У меня стояли 1403А, хотя аналогами являются 1404А. Я вытащил эти регистры из панелек, и на экране ничего не изменилось. Продавец свою ошибку признал, и попросил отправить эти регистры ему назад, но так как они стоили не дорого, я не стал с этим возиться. Оригинальные регистры мне обошлись уже около 80$. Ждать их пришлось три недели.  

После замены регистров наконец появились долгожданные мигающие собачки (или яблоки, кому как больше по душе), значит видеопамять и вместе с ней весь видеоблок заработал.

Нажимаю RESET, CS, экран очищается, но курсор не появляется. Значит не работает микропроцессорный блок. Тут источников проблем не много — либо процессор, либо ПЗУ, либо мелкая логика в их обвязке.

Первым компонентом, попавшим под следствие стало ПЗУ с «Монитором», так как одна из микросхем ощутимо грелась.

Немного отвлекусь, скажу, что управляющая программка записана в двух микросхемах памяти, каждая из которых имеет 255 ячеек памяти, а каждая микросхема имеет на выходе только 4 бита. Для управления восьмибитным процессором Возняк поставил 2 такие микросхемы параллельно, получил на выходе нужные 8 бит данных. И вся его управляющая программа уместилась в 253 байта (2 байта остались свободными). 

Чтобы прочесть содержимое этой памяти, я собрал на макетной плате устройство на базе Arduino.  

Контроллер последовательно перебирал адреса этих ПЗУ-шек, сливал 4х битные данные в 8-битные и в шестнадцатеричном виде выводил в монитор коммуникационного канала на компьютер. Проверив содержимое ПЗУ, я не нашёл в нём ошибок. 

Замена мелкой логики так же не дала результатов, поэтому подозрения пали на почтенность лет основного процессора, и его выход на пенсию. 

Другого компьютера на базе 6502 у меня нет, поэтому я установил его на макетку, подал на него питание от Ардуинки, тактовые импульсы генератора на 1мГц (от будущего ПК Специалист), на шине данных установил перемычками на +5В или на массу команду NOP, и ждал, что он выполняя пустое действие будет увеличивать значение счётчика адресов. Но этого не происходило. Ничего вообще не происходило. Похоже камень теперь точно камень. Заказал другой, как и положено производства MOS. Пока он ехал, я успел съездить в отпуск и искупаться в море.

Тестирование процессора 6502. Да, можно было получить 1мГц с таймеров Меги, да, можно было и вовсе обойтись без неё, всё это я умею, но тогда хотелось поступить именно так.

После установки нового процессора, включение — привет, собачки — RESET — CS — привет командная строка! Процессорный блок заработал, не прошло и полугода! 

Следующая проблема — у меня не чем было вводить в него команды и код, не было клавиатуры.

Клавиатура


Клавиатура этого ПК представляет собой сетку из проводников, в узлах которой установлены кнопки. Это дело подключено к декодеру нажатых клавиш, который на выходе выдаёт по семибитной линии ASCII код нажатой клавиши, и по отдельной линии кратковременный стробирующий импульс. Как этот импульс прошёл на шину управления, процессор начинает обработку введённого символа.


 

Достать такую клавиатуру в общем то дело пока ещё решаемое, но это как правило число с двумя нулями, и не в отечественных рублях. Потому я начал думать, как бы подключить к компьютеру имеющуюся у меня PS/2 клавиатуру. 

Ничего интереснее, чем Arduino Nano, в голову не пришло. За вечер спаял навесным монтажом переходник между PS/2 и ASCII портом и написал под него прошивку. Так как в Apple 1 нет клавиш PgUp и PgDown, я использовал их как кнопки RESET и CLEAR SCREEN. С этого дня не пришлось врукопашную замыкать на плате ножки пинцетом, что очень порадовало.

Набираемые символы лихо печатались на экране, и даже работала тестовая программа из документации к этому компьютеру. Всё что она делает — выводит на экран в цикле все символы, отображаемые на этом компьютере.

Вид сверху

Вид снизу

С клавиатурой приключилась забавная история. Изначально клавиша Return заработала только на половину — она корректно вводила команды в память, и давала указания на их исполнение, но перевод на новую строку не происходил. В общем то из-за особенностей работы терминала это проблем больших не создавало. Но я решил это дело наладить. Начал с изучения принципиальной схемы ПК, большую помощь в этом оказал пользователь Mdesk, с zx-pk.ru. Когда же я изучил схему, у меня ни осталось ни единого вопроса в работе аппаратного узла перевода каретки, я сел за тестер и осциллограф. Прозвонка проводников ничего не дала — все целые. Тогда в ход пошёл осциллограф. Я прозвонил входные сигналы с PIA — они были в норме, сигнал где то терялся на 7451N, я пробовал менять её на 7450, и советские аналоги (155ЛР1 и 155ЛР11), эффекта это не дало. Распутывая цепи дальше, я добрался до одновибратора 74123, нужно было проверить генерируемые им задержки. Но мой переходник физически закрывает его, что делает прозвонку неудобной.

Тогда я написал тестовую программку

280: A9 8D 20 EF FF A9 31 20 EF FF 4C 80 02

Всё что она делает, это выводит на экран последовательность Return-1-Return-1 (единицы со скроллингом вниз).

Запустил её, единицы, как и ожидалось, поехали в строку. Тогда я вынул переходник из панельки, единицы тут же побежали вниз. Значит причина в переходнике. После этого раскрутил проблему быстро. Кнопки PgUp и PgDown я использую как сброс и очистку экрана. Очистка экрана (CLR) висела на одной из ног Ардуины, на момент очистки я подавал туда единицу, после отпускания сбрасывал в 0. И этот самый 0 тушил всю линию CLR, а по сути ей пользуется ещё и блок перевода строк. Решение простое — поставил между Ардуинкой и CLR диод, и всё заработало!

Так как набирать врукопашную килобайтные программы было бы утомительным и не всегда точным занятием, то я придумал подключить к этой же Ардуинке SD-карточку, с которой можно было бы выполнять ввод программ. Работает это так — я закидываю в корень файл с именем dump.hex, и при нажатии клавиши TAB, контроллер считывает содержимое файла и нажимает соответствующие клавиши. 

Программное обеспечение


Для Apple 1 не написано много программ, я связываю это со скорым появлением более продвинутого компьютера — Apple 2. И всё же для него есть несколько игр и системных программ. На 30ти летие Apple 1, энтузиасты даже написали довольно большую демку (ссылка внизу). 

Всё это я запустил и посмотрел, но захотелось написать что то своё. Я решил написать для него игру 2048. На написание алгоритма, кодирование (до этого под 6502 не доводилось писать) и отладку ушло 2 вечера. Размер полученной программы составил 1679 байт. Запустить её можно как на оригинальном железе, так и в эмуляторах.

Программа

280: 4C F8 08 20 20 20 20 20

288:20 20 32 20 20 20 34 20

290:20 20 38 20 20 31 36 20

298:20 33 32 20 20 36 34 20

2A0:31 32 38 20 32 35 36 20

2A8:35 31 32 31 30 32 34 32

2B0:30 34 38 01 00 00 00 00

2B8:00 00 00 00 00 00 00 00

2C0:00 00 00 2B 2D 2D 2D 2D

2C8:2D 2D 2B 2D 2D 2D 2D 2D

2D0:2D 2B 2D 2D 2D 2D 2D 2D

2D8:2B 2D 2D 2D 2D 2D 2D 2B

2E0:8D 00 A2 00 A9 8D E8 20

2E8:EF FF E0 24 F0 03 4C E6

2F0:02 60 A9 2B 20 EF FF A9

2F8:20 20 EF FF 60 A9 8D 20

300:EF FF 60 0A 2A A8 A9 00

308:79 83 02 20 EF FF C8 A9

310:00 79 83 02 20 EF FF C8

318:A9 00 79 83 02 20 EF FF

320:C8 A9 00 79 83 02 20 EF

328:FF A9 20 20 EF FF 20 F2

330:02 60 20 FD 02 A2 00 BD

338:C3 02 20 EF FF E8 E0 1E

340:F0 03 4C 37 03 60 20 32

348:03 20 F2 02 AD B3 02 20

350:03 03 AD B4 02 20 03 03

358:AD B5 02 20 03 03 AD B6

360:02 20 03 03 20 32 03 20

368:F2 02 AD B7 02 20 03 03

370:AD B8 02 20 03 03 AD B9

378:02 20 03 03 AD BA 02 20

380:03 03 20 32 03 20 F2 02

388:AD BB 02 20 03 03 AD BC

390:02 20 03 03 AD BD 02 20

398:03 03 AD BE 02 20 03 03

3A0:20 32 03 20 F2 02 AD BF

3A8:02 20 03 03 AD C0 02 20

3B0:03 03 AD C1 02 20 03 03

3B8:AD C2 02 20 03 03 20 32

3C0:03 60 32 30 34 38 8D 8D

3C8:57 2D 55 50 8D 41 2D 4C

3D0:45 46 54 8D 44 2D 52 49

3D8:47 48 54 8D 53 2D 44 4F

3E0:57 4E 8D 8D 43 4F 44 45

3E8:3A 20 44 45 4E 49 53 20

3F0:50 41 52 59 53 48 45 56

3F8:8D 8D 50 52 45 53 53 20

400:41 4E 59 20 4B 45 59 A2

408:00 BD C2 03 20 EF FF E8

410:E0 45 F0 03 4C 09 04 AD

418:11 D0 10 FB AD 10 D0 8D

420:E1 02 60 47 41 4D 45 20

428:4F 56 45 52 59 4F 55 20

430:57 49 4E 20 E2 02 A2 00

438:BD 23 04 20 EF FF E8 E0

440:09 F0 03 4C 38 04 A2 34

448:BD C2 03 20 EF FF E8 E0

450:43 F0 03 4C 48 04 AD 11

458:D0 10 FB AD 10 D0 4C F8

460:08 A0 00 AD E1 02 29 0F

468:AA C8 C0 11 F0 C5 BD B3

470:02 C9 00 F0 0A E8 E0 10

478:D0 EF A2 00 4C 69 04 A9

480:01 9D B3 02 8E E1 02 60

488:A2 00 A9 00 9D B3 02 E8

490:E0 10 D0 F8 A9 01 8D B3

498:02 60 00 00 00 00 00 00

4A0:AE 9F 04 BD 9A 04 C9 00

4A8:D0 14 AE 9E 04 BD 9A 04

4B0:AE 9F 04 9D 9A 04 A9 00

4B8:AE 9E 04 9D 9A 04 60 A9

4C0:03 8D 9F 04 A9 02 8D 9E

4C8:04 20 A0 04 A9 02 8D 9F

4D0:04 A9 01 8D 9E 04 20 A0

4D8:04 A9 01 8D 9F 04 A9 00

4E0:8D 9E 04 20 A0 04 A9 03

4E8:8D 9F 04 A9 02 8D 9E 04

4F0:20 A0 04 A9 02 8D 9F 04

4F8:A9 01 8D 9E 04 20 A0 04

500:A9 03 8D 9F 04 A9 02 8D

508:9E 04 20 A0 04 60 20 E2

510:02 A2 00 BD 2C 04 20 EF

518:FF E8 E0 07 F0 03 4C 13

520:05 A2 34 BD C2 03 20 EF

528:FF E8 E0 43 F0 03 4C 23

530:05 AD 11 D0 10 FB AD 10

538:D0 4C F8 08 AE 9E 04 BD

540:9A 04 C9 00 F0 1D AE 9F

548:04 DD 9A 04 D0 15 A8 C8

550:98 AE 9F 04 9D 9A 04 C9

558:0B F0 B3 A9 00 AE 9E 04

560:9D 9A 04 60 A9 02 8D 9E

568:04 A9 03 8D 9F 04 20 3C

570:05 A9 01 8D 9E 04 A9 02

578:8D 9F 04 20 3C 05 A9 00

580:8D 9E 04 A9 01 8D 9F 04

588:20 3C 05 60 20 BF 04 20

590:64 05 20 BF 04 60 AD B3

598:02 8D 9D 04 AD B7 02 8D

5A0:9C 04 AD BB 02 8D 9B 04

5A8:AD BF 02 8D 9A 04 20 8C

5B0:05 AD 9A 04 8D BF 02 AD

5B8:9B 04 8D BB 02 AD 9C 04

5C0:8D B7 02 AD 9D 04 8D B3

5C8:02 AD B4 02 8D 9D 04 AD

5D0:B8 02 8D 9C 04 AD BC 02

5D8:8D 9B 04 AD C0 02 8D 9A

5E0:04 20 8C 05 AD 9A 04 8D

5E8:C0 02 AD 9B 04 8D BC 02

5F0:AD 9C 04 8D B8 02 AD 9D

5F8:04 8D B4 02 AD B5 02 8D

600:9D 04 AD B9 02 8D 9C 04

608:AD BD 02 8D 9B 04 AD C1

610:02 8D 9A 04 20 8C 05 AD

618:9A 04 8D C1 02 AD 9B 04

620:8D BD 02 AD 9C 04 8D B9

628:02 AD 9D 04 8D B5 02 AD

630:B6 02 8D 9D 04 AD BA 02

638:8D 9C 04 AD BE 02 8D 9B

640:04 AD C2 02 8D 9A 04 20

648:8C 05 AD 9A 04 8D C2 02

650:AD 9B 04 8D BE 02 AD 9C

658:04 8D BA 02 AD 9D 04 8D

660:B6 02 60 AD B3 02 8D 9A

668:04 AD B7 02 8D 9B 04 AD

670:BB 02 8D 9C 04 AD BF 02

678:8D 9D 04 20 8C 05 AD 9D

680:04 8D BF 02 AD 9C 04 8D

688:BB 02 AD 9B 04 8D B7 02

690:AD 9A 04 8D B3 02 AD B4

698:02 8D 9A 04 AD B8 02 8D

6A0:9B 04 AD BC 02 8D 9C 04

6A8:AD C0 02 8D 9D 04 20 8C

6B0:05 AD 9D 04 8D C0 02 AD

6B8:9C 04 8D BC 02 AD 9B 04

6C0:8D B8 02 AD 9A 04 8D B4

6C8:02 AD B5 02 8D 9A 04 AD

6D0:B9 02 8D 9B 04 AD BD 02

6D8:8D 9C 04 AD C1 02 8D 9D

6E0:04 20 8C 05 AD 9D 04 8D

6E8:C1 02 AD 9C 04 8D BD 02

6F0:AD 9B 04 8D B9 02 AD 9A

6F8:04 8D B5 02 AD B6 02 8D

700:9A 04 AD BA 02 8D 9B 04

708:AD BE 02 8D 9C 04 AD C2

710:02 8D 9D 04 20 8C 05 AD

718:9D 04 8D C2 02 AD 9C 04

720:8D BE 02 AD 9B 04 8D BA

728:02 AD 9A 04 8D B6 02 60

730:AD B6 02 8D 9A 04 AD B5

738:02 8D 9B 04 AD B4 02 8D

740:9C 04 AD B3 02 8D 9D 04

748:20 8C 05 AD 9D 04 8D B3

750:02 AD 9C 04 8D B4 02 AD

758:9B 04 8D B5 02 AD 9A 04

760:8D B6 02 AD BA 02 8D 9A

768:04 AD B9 02 8D 9B 04 AD

770:B8 02 8D 9C 04 AD B7 02

778:8D 9D 04 20 8C 05 AD 9D

780:04 8D B7 02 AD 9C 04 8D

788:B8 02 AD 9B 04 8D B9 02

790:AD 9A 04 8D BA 02 AD BE

798:02 8D 9A 04 AD BD 02 8D

7A0:9B 04 AD BC 02 8D 9C 04

7A8:AD BB 02 8D 9D 04 20 8C

7B0:05 AD 9D 04 8D BB 02 AD

7B8:9C 04 8D BC 02 AD 9B 04

7C0:8D BD 02 AD 9A 04 8D BE

7C8:02 AD C2 02 8D 9A 04 AD

7D0:C1 02 8D 9B 04 AD C0 02

7D8:8D 9C 04 AD BF 02 8D 9D

7E0:04 20 8C 05 AD 9D 04 8D

7E8:BF 02 AD 9C 04 8D C0 02

7F0:AD 9B 04 8D C1 02 AD 9A

7F8:04 8D C2 02 60 AD B6 02

800:8D 9D 04 AD B5 02 8D 9C

808:04 AD B4 02 8D 9B 04 AD

810:B3 02 8D 9A 04 20 8C 05

818:AD 9A 04 8D B3 02 AD 9B

820:04 8D B4 02 AD 9C 04 8D

828:B5 02 AD 9D 04 8D B6 02

830:AD BA 02 8D 9D 04 AD B9

838:02 8D 9C 04 AD B8 02 8D

840:9B 04 AD B7 02 8D 9A 04

848:20 8C 05 AD 9A 04 8D B7

850:02 AD 9B 04 8D B8 02 AD

858:9C 04 8D B9 02 AD 9D 04

860:8D BA 02 AD BE 02 8D 9D

868:04 AD BD 02 8D 9C 04 AD

870:BC 02 8D 9B 04 AD BB 02

878:8D 9A 04 20 8C 05 AD 9A

880:04 8D BB 02 AD 9B 04 8D

888:BC 02 AD 9C 04 8D BD 02

890:AD 9D 04 8D BE 02 AD C2

898:02 8D 9D 04 AD C1 02 8D

8A0:9C 04 AD C0 02 8D 9B 04

8A8:AD BF 02 8D 9A 04 20 8C

8B0:05 AD 9A 04 8D BF 02 AD

8B8:9B 04 8D C0 02 AD 9C 04

8C0:8D C1 02 AD 9D 04 8D C2

8C8:02 60 AD 11 D0 10 FB AD

8D0:10 D0 8D E1 02 C9 D7 D0

8D8:04 20 96 05 60 C9 D3 D0

8E0:04 20 63 06 60 C9 C1 D0

8E8:04 20 30 07 60 C9 C4 D0

8F0:04 20 FD 07 60 4C CA 08

8F8:20 88 04 20 E2 02 20 07

900:04 20 E2 02 20 61 04 20

908:46 03 20 CA 08 4C 01 09

Видео работы на youtube.

Что дальше?


В первую очередь корпус, хочется сделать его красивым.

Переходник для клавиатуры и SD-карты. Нужно избавляться от навесного монтажа, я планирую разработать и заказать в Китае печатную плату под него.

Работа с несколькими файлами. Планирую написать для Ардуинки файловый менеджер, который позволит выбирать файл с карты и запускать его.

Я так же приобрёл коннектор для плат расширений. Хочу спаять для него аудиоплату на К580ВИ53 (просто потому что дома валяется именно этот таймер) и нарисовать небольшую демку со звуком.

Об этом всём, вероятно, будет следующая статья.

 

Заключение


Сказать что я получил большое удовольствие от сборки, отладки и написания программы для Apple 1, это почти ничего не сказать. 

Большое спасибо пользователю Mdesk, и всем ребятам с zx-pk.ru за помощь в разъяснении тонкостей архитектуры, и за полезные советы в наладке этого ПК.

Ну и самая большая благодарность Стиву Возняку за этот замечательный персональный компьютер!!!

Полезные ссылки

Apple 1 на wiki
Загрузка Бейсика на Altair 8800
Apple 1 и современный монитор (три с половиной минуты боли и страданий)
30 лет Apple 1 (демо)
Онлайн эмулятор Apple 1
Онлайн ассемблер/дизассемблер/отладчик 6502

Русскоязычные сайты, посвящённые Apple 1:
mdesk.ru
zx-pk.ru

Mac mini — Apple

Сэкономьте на Mac mini
в нашем магазине для образовательных учреждений.*
Магазин

Больше мышц.

Больше шума.

Mac mini с M2 обеспечивает необходимую скорость, чтобы делать больше и быстрее. А M2 Pro выводит его на совершенно новый уровень — впервые на Mac mini установлен профессиональный чип. Добавьте к этому универсальный набор портов, и вы получите рабочий стол, готовый к любым настройкам, независимо от того, какой чип вы выберете.

  • Смотрите объявление
  • См. Mac mini в дополненной реальности

По сравнению с Mac mini на базе Intel

  • редактирование фотографий
  • /

  • Масштабирование изображения
  • /

  • Редактирование видео
  • /

  • Транскодирование видео
  • /

  • Компиляция кода
  • /

  • Производительность

Повышение производительности фильтров и функций в Photoshop 2

Mac mini с M2 Pro

Mac mini с M2

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Более высокая производительность масштабирования изображения ML в Pixelmator Pro 3

Mac mini с M2 Pro

24,0
х

Mac mini с M2

22,0
х

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Повышение производительности рендеринга сложной временной шкалы в Final Cut Pro 4

Mac mini с M2 Pro

18,8
х

Mac mini с M2

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Повышение производительности транскодирования ProRes в Final Cut Pro 5

Mac mini с M2 Pro

12,6
х

Mac mini с M2

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Повышение производительности сборки проекта в Xcode 6

Mac mini с M2 Pro

Mac mini с M2

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Повышение производительности электронных таблиц в Excel 7

Mac mini с M2 Pro

Mac mini с M2

Mac mini с M1

iMac 27 дюймов с процессором Core i7 и Radeon Pro 5500 XT

Mac mini с процессором Core i7
(базовый уровень)

Mini делает это.

С macOS Ventura ваши самые популярные приложения работают на Mac mini молниеносно — от Microsoft 365 до Adobe Creative Cloud и Zoom. Более 15 000 приложений и подключаемых модулей оптимизированы для M2 и M2 Pro. Организуйте свои приложения и окна с помощью Stage Manager, чтобы вы могли сосредоточиться, плавно переключаясь между задачами. Погрузитесь в многопользовательскую игровую сессию с SharePlay. Или создайте список дел на своем iPhone и выберите его на Mac mini, не теряя ни секунды.

Microsoft Excel/Affinity Designer 2

Высокая производительность. Минус башня.

Память, которую вы не забудете. Унифицированная память на Mac делает больше, чем традиционная оперативная память. Единый пул памяти с высокой пропускной способностью и малой задержкой позволяет Apple Silicon более эффективно перемещать данные, поэтому все, что вы делаете, происходит плавно. Настройте свой Mac mini с объемом памяти от 8 ГБ до 24 ГБ на M2 и 16 ГБ или 32 ГБ на M2 Pro.

Держите его в безопасности.


Береги его.

  • Производительность
  • Игры
  • Аудио и видео продукция
  • Разработка программного обеспечения

Zoom /
Microsoft PowerPoint / Notes

Mac mini превращает любой стол в мощное рабочее место. Добавьте дисплей, клавиатуру и мышь или трекпад, и вы готовы создавать, программировать и сотрудничать.

Ничье небо

Играйте в требовательные к графике игры класса ААА, такие как No Man’s Sky и Resident Evil Village, с плавной частотой кадров и высокой точностью — и все это благодаря невероятной производительности графического процессора M2 или M2 Pro.

Final Cut Pro / Logic Pro

Mac mini ​​— мощный настольный компьютер для создания контента. Запускайте больше подключаемых модулей и накладывайте больше звуковых дорожек в Logic Pro. Редактируйте несколько потоков видео 4K и 8K ProRes в Final Cut Pro быстрее с помощью высокопроизводительного медиадвижка.

Xcode

Независимо от того, выберете ли вы M2 или M2 Pro, Mac mini предоставит вам инструменты, необходимые для создания мощных приложений или игр.

  • М2
  • М2 Про

Вид сбоку серебристого Mac mini M2 с выделенными портами ввода-вывода.

  • Ethernet
  • Удар молнии 4
  • HDMI
  • USB-A
  • Разъем для наушников

Изображение серебристого Mac mini M2 Pro серебристого цвета с выделенными портами ввода-вывода, вид сбоку

  • Ethernet
  • Удар молнии 4
  • HDMI
  • USB-A
  • Гнездо для наушников

Используйте дополненную реальность, чтобы увидеть Mac mini в своем рабочем пространстве.

Откройте эту страницу в Safari на своем iPhone или iPad.

См. Mac mini в дополненной реальности

Посмотреть с аксессуарами

Apple Card

Получайте 3 % ежедневного кэшбэка с помощью Apple Card.

И беспроцентная рассрочка платежа, если вы решите расплачиваться ежемесячными платежами с помощью Apple Card.†

Узнать больше

Apple Trade In

Получите кредит на новый Mac mini.

Просто обменяйте свой подходящий компьютер на новый или бесплатно утилизируйте его. Это хорошо для вас и планеты.**

Узнать больше

Какой рабочий стол вам подходит?

Сравнить все модели Mac

Новый Mac мини

Apple M2
или Apple M2 Pro Chip

8-12-ядер CPU

10-11-ядерный графический процессор

8 ГБ до 32 ГБ.

Купить

Студия Mac

Apple M1 Max
или Apple M1 Ultra Chip

10- или 20-ядерный процессор

24- до 64-ядрата GPU

32GB до 128GB Unified Memory

512GB до 8-ТТб.

Купить

Узнать больше

iMac

Чип Apple M1

8-ядерный процессор

7- или 8-ядерный графический процессор

8 ГБ или 16 ГБ объединенной памяти

256 ГБ до 2 ТБ для хранения 8

Дисплей Retina 4,5K
218 ppi

Купить 90

Аксессуары

Аксессуары для Mac.

Магазин

Разработан с заботой о земле.

Мы разработали Mac mini так, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду и поддержать нашу цель по нулевому выбросу углерода — от использования 100% переработанного алюминия в его корпусе до обеспечения того, чтобы почти все древесное волокно в его упаковке было получено из ответственно управляемых лесов.

Узнайте больше об Apple и окружающей среде

Непрерывность

Все ваши устройства. Один бесшовный опыт.

Узнать больше

Apple и образование

Расширение возможностей преподавателей и учащихся для продвижения мира вперед.

Узнайте об Apple и образовании

Apple at Work

Получите возможность вывести свой бизнес на новый уровень.

Один из первых компьютеров Apple продан за 400 000 долларов : NPR

Один из первых компьютеров Apple продан за 400 000 долларов Этот компьютер является одним из 200 компьютеров Apple-1, которые были спроектированы и построены Стивом Возняком и Стивом Джобсом.

Технологии

Утренний выпуск

Оригинальный компьютер Apple-1 продан за 400 000 долларов

Компьютер Apple-1 и видеомонитор Panasonic 1986 года проданы во вторник за 400 000 долларов.

Джон Моран Auctioneers, Inc.


скрыть заголовок

переключить заголовок

Джон Моран Auctioneers, Inc.

Во вторник компьютер Apple-1 и видеомонитор Panasonic 1986 года проданы за 400 000 долларов.

Джон Моран Auctioneers, Inc.

Первые компьютеры Apple-1 были проданы за 666,66 долларов в 1976 году. Сорок пять лет спустя еще работающий компьютер был продан за 400 000 долларов.

Аукционисты John Moran в Монровии, штат Калифорния, во вторник выставили на аукцион один из 200 компьютеров Apple-1, которые были спроектированы, построены и протестированы Стивом Возняком и Стивом Джобсом с помощью Пэтти Джобс и Дэниела Коттке.

«То, что мы имеем с Apple-1, похоже на святой Грааль коллекционирования старинных компьютеров», — говорит Кори Коэн, историк Apple и технологий.

Компьютер, выставленный на аукцион, известен как «Колледж Чаффи» Apple-1, потому что его первоначальным владельцем был профессор Колледжа Чаффи в Ранчо Кукамонга, Калифорния. В конце концов он продал компьютер студенту в 1977 году, чтобы тот мог купить Apple -II комп.

Студент, личность которого неизвестна, до сих пор хранил компьютер.

Apple-1 поставлялись в виде материнских плат, а корпуса, клавиатуры и мониторы продавались отдельно. Устройство представляет собой футляр, созданный The Byte Shop в Маунтин-Вью, Калифорния, который был первым магазином, продавшим продукцию Apple.

Аукционный дом продал компьютер Apple-1 за 400 000 долларов. Эта модель положила начало индустрии персональных компьютеров.

Кит Берсон/Джон Моран Auctioneers, Inc.


скрыть заголовок

переключить заголовок

Кит Берсон/Джон Моран Auctioneers, Inc.

Аукционный дом продал компьютер Apple-1 за 400 000 долларов. Эта модель положила начало индустрии персональных компьютеров.

Кит Берсон/Джон Моран Auctioneers, Inc.

Футляр сделан из дерева коа, одного из шести известных существующих футляров из дерева коа, по данным аукционного дома. Древесина коа, произрастающая на Гавайях, была в изобилии в 19 веке.70-х годов, но стал более редким и дорогим из-за выпаса скота и лесозаготовок.

Apple-1 положил начало индустрии персональных компьютеров

Apple-1 был первым продуктом Apple, который был продан. Это положило начало индустрии персональных компьютеров.

Это был первый персональный компьютер с гарантией. «Это гарантированно сработает, — говорит Коэн. «До этого были и другие компьютеры. Это были комплекты. В основном они не работали, когда их покупали».

Первоначально они были проданы за 666,66 долларов США. «Хотя это звучит довольно зловеще, 666, это потому, что Стив Возняк любит повторять числа», — говорит Коэн 9.0406 Утренний выпуск. «Даже его собственный телефонный номер в то время имел повторяющийся номер.»

Он сказал, что эта конкретная машина представляет собой не только начало Apple, но и изобретательность Возняка и Джобса и их видение, «где компьютер — это не то, чего нужно бояться, компьютер — это то, что может быть частью вашей жизни и может помочь улучшить вашу жизнь».

scroll to top