Содержание
Apple II | это… Что такое Apple II?
Появившийся в 1977 году Apple II предлагал пользователям интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус, восемь слотов расширения и два дисковода.
Apple II (в наименовании различных моделей использовалось также написание «Apple ][» и «Apple //») — первый компьютер, серийно выпускавшийся компанией Apple Computer. Это прямой наследник компьютера для энтузиастов Apple I, никогда не производившегося в больших количествах, но уже содержавшего многие идеи, которые обеспечили успех Apple II.
Компьютер был впервые представлен в 1977 году на выставке West Coast Computer Fair и стал одним из самых первых и наиболее успешных персональных компьютеров того времени. Производилось несколько моделей Apple II, и наиболее популярная из них, с относительно небольшими изменениями, продавалась до 1990-х. Всего было произведено от 5 до 6 миллионов экземпляров Apple II[1].
В отличие от других машин того времени, Apple II выглядел более похожим на офисный инструмент, чем на элемент электронного оборудования. Это был компьютер, который подходил для домашней обстановки, стола менеджера или школьного класса.
Также уникальным для того времени было использование цвета и графических режимов высокого разрешения, его звуковых возможностей, а также встроенного языка программирования Бейсик. По сравнению с более ранними машинами, эти возможности были хорошо документированы и просты в изучении. Тем самым, Apple II обозначил начало революции в области персональных компьютеров: это была машина для масс, а не только для любителей, учёных или инженеров.
Содержание
|
Оригинальный Apple II
Первые компьютеры Apple II (Apple ][), появившиеся в продаже 5 июня 1977 года, были оснащены процессором MOS Technology 6502 на тактовой частоте 1 МГц, 4 КБ ОЗУ (расширяемыми до 48 КБ), 4 КБ ПЗУ, содержавшее Монитор и интерпретатор Integer BASIC (он же Basic для целочисленных операций), интерфейсом для подключения кассетного магнитофона.
Видеоконтроллер имел несколько режимов.
- Текстовый, 24 строки по 40 символов, чёрно-белый. Символы могли быть обычными, инверсными и мигающими;
- Графический цветной, с разрешением 280 на 192 пикселя при 6 цветах. Благодаря особенностям стандарта NTSC схема видеоконтроллера была весьма простой (хотя это и накладывало серьёзные ограничения на качество изображения), биты в области памяти, отведённой под графический экран непосредственно ставились в соответствие фазе сигнала. Цвета кодировались следующим образом: два бита с значением 11 давали две белые точки в строке, 00 — две чёрные. 10 — красную или голубую в зависимости от старшего бита байта + чёрную, 01 — чёрную + зелёную/пурпурную в зависимости от значения старшего бита. Таким образом, однородное закрашивание было возможно только белым или чёрным цветом;
- Графический низкого разрешения, 40 на 48 цветных элементов при 16 цветах.
Допускались смешанные режимы, в которых 4 нижние строки экрана отводились под текст, а оставшаяся верхняя часть — под графику высокого или низкого разрешения. Всего использовались две страницы по 8 Кбайт для графики высокого разрешения, и две по 1 Кбайт — для текста либо графики низкого разрешения. Эти страницы располагалась по фиксированным адресам в основной оперативной памяти и, если соответствующий видеорежим не использовался, могли использоваться как обычное ОЗУ. Во время обратного хода луча развёртки видеоконтроллер продолжал инкрементировать адреса памяти, из-за чего после каждой текстовой или графической строки в памяти располагались неиспользуемые байты (некоторые программы использовали их для хранения своих данных). Чтобы избежать конфликтов при доступе к памяти между центральным процессором и видеоконтроллером, использовалась очень простая схема: когда сигнал основной тактовой частоты находился в состоянии логического 0, с памятью работал процессор, а когда 1 — видеоконтроллер.
Для подключения монитора либо телевизора (через модулятор) использовался композитный видеовыход в формате NTSC. В компьютерах, продаваемых в Европе, использовался дополнительный кодер PAL, размещённый на плате расширения.
Звук обеспечивался динамиком, управляемым через регистр в памяти (использовался 1 бит).
Компьютер имел 8 разъёмов расширения, 1 из которых позволял подключить дополнительное ОЗУ, остальные же как правило использовались для обеспечения ввода-вывода (последовательные и параллельные порты, контроллеры внешних устройств).
Начальная розничная цена компьютера составляла 1298 долл. США с 4 КБ ОЗУ, либо 2638 долл. за модель с 48 КБ.
С тем чтобы отразить уникальную на тот момент особенность — цветную графику, логотип на корпусе компьютера содержал цвета радуги. Этот логотип компания сохраняла до начала 2000 года.
Появившийся позже 5¼-дюймовый дисковод Disk II предоставил пользователям значительно больший объём для сохранения данных. Дисководы (до 2-х штук) подключались через карту контроллера, вставляемую в один из слотов расширения (обычно, слот 6). Дисководы были односторонние, позволяющие (используя DOS 3.3) записывать 35 дорожек, 16 секторов по 256 байт на каждой стороне дискеты. Таким образом, на одной стороне дискеты, воспринимаемой как отдельный диск, записывалось 140 КБ. Интерфейс Disk II, созданный Стивом Возняком, до сих пор считается образцом инженерного искусства. В то время как другие подобные контроллеры состояли из множества микросхем для синхронизации ввода/вывода с вращением диска, позиционирования головки на нужную дорожку и кодирования данных в магнитные импульсы, контроллер Стива насчитывал лишь несколько микросхем; Apple DOS брала на себя большую часть этих функций. Использованный в контроллере принцип кодирования Group Code Recording было намного проще реализовать программно, чем обычно используемый MFM. Согласно легенде, Стив повторял разводку платы контроллера несколько раз, когда понимал, что перенос ещё одной функции в программу позволит ему устранить ещё одну микросхему. В результате, малое количество микросхем сделало Disk II первым контроллером гибких дисков, применённым в персональных компьютерах. В качестве побочного эффекта, такая схема упростила разработчикам проприетарного программного обеспечения реализацию защиты от копирования своих носителей.
Другие модели семейства
Apple II Plus
Apple II Plus с двумя дисководами.
В июне 1979 года оригинальная модель была замещена моделью Apple II Plus (Apple ][+), в ПЗУ которой был помещён Applesoft BASIC, разработанный Microsoft. Для предыдущей модели эта возможность предоставлялась в виде обновления. Этот диалект поддерживал операции с плавающей точкой и стал стандартным диалектом Бейсика для компьютеров Apple.
Apple II Plus имел 48 КБ ОЗУ, расширяемое до 64 КБ с помощью карты расширения language card, вставляемой в слот 0. Микропроцессор 6502 поддерживал максимум 64 КБ памяти, и машина с 48 КБ ОЗУ достигала этого предела, используя оставшиеся 16 КБ под ПЗУ и адреса ввода/вывода. Поэтому дополнительная память на language card включалась вместо встроенного ПЗУ, позволяя использовать код, загруженный в дополнительную память так, как если бы этот код был в стандартном ПЗУ. Пользователи могли загружать код Integer BASIC на language card и переключаться между двумя диалектами Бейсика вызовом команд Apple DOS INT и FP, точно так же как если бы на компьютере стояла карта расширения ПЗУ. Language card также требовалась для работы компиляторов UCSD Pascal и FORTRAN 77, выпущенных Apple примерно в то же время. Они работали под своей операционной системой: — UCSD P-System, которая имела собственный формат диска и содержала «виртуальную машину», что позволяло работать на различных платформах.
Apple IIe
Apple II с накопителем DuoDisk и монитором Monitor
В 1983 за Apple II Plus последовала модель Apple IIe, удешевлённая за счёт использования новых микросхем, но с большими возможностями, такими как отображение строчных букв и 64 КБ ОЗУ. Работа с памятью выглядела так же как в Apple II Plus с картой language card. Эта модель выпускалась в двух основных модификациях — сначала Apple ][е, затем (с марта 1985 года) Apple //e (также известная под названием Enhanced IIe, использовавшая более новый процессор 65C02, а также новую прошивку встроенного программного обеспечения и знакогенератора). В свою очередь, незначительной модификацией Enhanced IIe была модель Platinum IIe, отличавшаяся цветом корпуса и наличием цифровой клавиатуры. Разница в написании «][e» и «//e» соответствует оформлению текста, выводившегося соответствующими моделями на экран при включении.
Apple IIc
Apple IIc с дополнительным накопителем Disk IIc
В апреле 1984 года Apple выпустила Apple IIc, в качестве «портативного» варианта Apple II (под портативностью здесь понимается возможность легко перенести компьютер с места на место; из-за отсутствия аккумулятора и встроенного дисплея компьютер не был по-настоящему портативным, в том смысле как этот термин понимается сейчас). Модель «IIc» даже снабжалась ручкой для переноски, которая убиралась под корпус, позволяя установить компьютер в удобное для печатания положение.
«Apple IIc» стал первой моделью использующей обновлённый процессор 65C02, кроме того, имелся встроенный дисковод, 128 КБ ОЗУ, встроенный дисковый контроллер (для подключения внешних приводов), композитный видеовыход (NTSC и PAL), последовательный порт для подключения модема и принтера, а также порт джойстика/мыши. В отличие от предыдущих моделей, «IIc» не имел слотов расширения.
Apple IIc, как наиболее впечатляющее на тот момент достижение в области информатики, экспонировался и даже был вынесен на обложку каталога на выставке «Информатика в жизни США», проходившей в 1987–1988 годах в СССР. Эта выставка демонстрировала успехи США в области вычислительной техники, о её уровне можно судить по тому, что каталог открывался обращением президента США Рональда Рейгана к её посетителям.
Apple II
GS
Apple IIGS
В 1986 году семейство Apple II пополнилось радикально новой моделью: — Apple IIGS. 16-разрядный микропроцессор 65C816 на частоте 2,8 МГц с 24-разрядной адресацией позволял адресовать 8 МБ памяти без переключений банков памяти, как это было на старых моделях. Два совершенно новых графических режима с палитрой в 4096 цветов; хотя лишь 16 цветов из общей палитры в 800 (в разрешении 640 × 200) или из палитры в 3200 (в разрешении 320 × 200) могли использоваться одновременно в одной строке. При этом уникальной особенностью Apple IIGS была возможность задавать своё разрешение (640 или 320 точек) для каждой строки экрана.
Apple IIGS стоит в стороне от остальных моделей семейства Apple II, но и выводит эту платформу к следующему поколению компьютеров, сохраняя при этом почти полную обратную совместимость со всем семейством. Секрет этой совместимости — в специальном чипе Mega II, который содержит всю функциональность Apple IIe, что, совместно с режимом эмуляции 65C02 в процессоре 65C816, обеспечивало полную совместимость для существующего программного обеспечения.
В отличие от остальных компьютеров семейства Apple II, в конструкции Apple IIGS использовалась отдельная от системного блока клавиатура, подключаемая по интерфейсу ADB (совместимая также с компьютерами Macintosh того времени).
Apple IIc Plus
Apple IIc Plus
Последний полнофункциональный компьютер семейства Apple II — это Apple IIc Plus, появившийся в 1988 году. Тот же размер и форма корпуса что и у «IIc», но 5¼-дюймовый дисковод заменён на 3½-дюймовый, блок питания встроен в корпус, процессор заменён на быстрый 65C02 на частоте 4 МГц; программы для 8-разрядных Apple II работали на нём даже быстрее чем на Apple IIGS.
Apple IIe Card
Apple IIe Card
Apple IIe Card представляла собой реализацию Apple //e на плате расширения для шины PDS, предназначенной для установки в компьютеры Apple Macintosh серии LC. С такой платой Макинтош мог работать в режиме Apple //e. Эта плата была последним устройством с архитектурой Apple II, выпущенным фирмой Apple Computer.
Программное обеспечение
Семейство Apple II было для своего времени лидирующим среди персональных компьютеров по рынку программного обеспечения, сопоставимый рынок существовал только для платформы CP/M, объединявшей системы многих различных производителей.
В основном на Apple II использовались операционные системы Apple DOS, ProDOS, UCSD P-System, CP/M (с картой CP/M). На Apple IIGS преимущественно использовалась система GS/OS. Наиболее часто использовавшиеся языки программирования — язык ассемблера, Applesoft BASIC, UCSD Pascal, Лого. Абсолютное большинство коммерческих программ для Apple II писалось в среде Apple DOS и впоследствии ProDOS и GS/OS на языке ассемблера. Остальные среды программирования и операционные системы использовались в основном для написания пользователями программ для собственных нужд и для целей обучения, так как не позволяли создавать коммерчески конкурентоспособный по эффективности и универсальности код. Платформа CP/M использовалась для выполнения кода с компьютеров других производителей, но для разработки специально под Apple II не применялась, так как большинство компьютеров Apple II не были оснащены аппаратной поддержкой CP/M.
Клоны
Как и IBM PC, Apple II был часто клонирован, как в Соединённых Штатах, так и за их пределами. Многие из них имели «фруктовые» имена (например, «Pineapple»), с тем чтобы показать родство с оригинальным семейством.
В Болгарии с 1982 года производилась серия «Правец 8» — практически полный клон Apple II, включая форму корпуса.
В Советском Союзе был разработан и довольно долгое время (в 1984—1990 гг.) производился компьютер «Агат» — клон Apple II на советской элементной базе, частично совместимый с оригиналом.
Эмуляция
В настоящее время существует несколько эмуляторов Apple II для различных платформ, в том числе для мобильных телефонов. Ряд образов оригинальных дисков для этого компьютера доступен бесплатно. Существовал даже проект «The Lost Classics Project» [1], цель которого — убедить владельцев авторских прав на классическое программное обеспечение для Apple II предоставить эти программы в свободный доступ; таким образом было «освобождено» множество программ. Эмулятор Virtual ][ [2] для платформы Mac OS X написан с таким вниманием к деталям, что даже точно воспроизводит звуки установки в привод и вращения дискет, позиционирования головки дисковода и печати на матричном принтере.
Примечания
- ↑ Forster Winnie The encyclopedia of consoles, handhelds & home computers 1972 — 2005. — GAMEPLAN, 2005. — P. 18. — ISBN 3-00-015359-4
Литература
Петров А. О. Персональные компьютеры семейства Apple II (обзор). DjVu
Ссылки
- Apple2.org — сайт, посвящённый Apple II.
- A2Central.com — новости и программное обеспечение для Apple II.
- comp.sys.apple2 группа новостей Usenet, самый активный форум пользователей Apple II.
- Steven Weyhrich’s Apple II History
- Apple II на сайте Dmoz.org.
- Платы расширения для Apple II.
- Фотографии печатных плат Apple II.
- Сайт о клонах Apple II.
- Форум пользователей Apple II.
- Apple2Guide.net — wiki, посвящённая Apple II (для новичков).
Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 2. Apple II
Сегодня мы продолжаем начатый на прошлой неделе исторический цикл статей, который посвящен компьютерам, когда-либо созданных компанией Apple. Сегодняшний материал мы посвящаем Apple II – второму компьютеру, который обеспечил компании сумасшедший успех и заставил многих скептиков поверить в потенциал такого продукта как персональный компьютер.
Ни один уважающий себя хакер не будет полностью удовлетворен своим проектом, покуда существует возможность усовершенствовать его в том или ином аспекте. После того как Стив Возняк закончил работу над Apple I, в его голове уже начинали зарождаться идеи о том, как можно сделать компьютер еще более быстрым и функциональным. Во-первых, ему хотелось сделать дисплей цветным, а во-вторых, совместить функции терминала и памяти, встроив дисплей в главный модуль памяти и увеличив тем самым частоту обновления экрана. Причем цель всех изменений состояла не в простом совершенствовании продукта или повышения его привлекательности для покупателей. Вот что вспоминает об этом сам Возняк:
На самом деле, появление многих новых функций в Apple II было связано с тем, что я разрабатывал игру Breakout для Atari. Сначала я создал ее в аппаратном обеспечении, и теперь мне нужно было написать ее в софте. Именно поэтому и появился цветной интерфейс: чтобы программировать более привлекательные игры. Однажды ночью я сел и попытался ввести все это в BASIC. К счастью, я написал BASIC сам, поэтому я просто добавил новые ROM с командами рисования линий, изменения цвета и другими командами «бейсика». Сначала я нарисовал шарик, который прыгал по экрану. Потом я подумал: «Нужен звук», и так у Apple II появился динамик. Ничего не планировалось, все происходило случайно. Потом я понял, что нужны элементы управления игрой, и добавил кнопки «вверх», «вниз» и т.д. Поэтому многие составные части Apple II появились из игры, а именно из одного конкретного проекта – создания BASIC-версии игры Breakout с целью последующей демонстрации в компьютерном клубе.
Возняк добавил в компьютер и другие функции, которые, на его взгляд, обязательно должны были присутствовать в компьютере, который он хотел бы иметь сам. Так как процессор 6502 поддерживал до 64 КБ памяти, он разработал компьютер, который был способен работать на 4-килобайтных или на более дорогих 16-килобайтных модулях RAM. Первые компьютеры Apple II в стандартной комплектации продавались с 4 КБ памяти, которые при использовании 4-килобайтных модулей можно было довести до максимального объема 12 КБ, а при использовании 16-килобайтных – до 48 КБ. Специальные блоки, прикрепленные к материнской плате, сообщали, сколько памяти используется на Apple II в настоящий момент.
Если Стив Возняк отвечал за разработку Apple I и II, то в чем же тогда заслуга Стива Джобса? В отличие от хакеров, которые не обращали внимания на количество проводов, торчавших из их устройств, Джобс очень кропотливо занимался внешним видом конечных продуктов. Он хотел, чтобы Apple II стал продуктом, который сможет вызвать интерес не только среди посетителей клуба Homebrew Computer Club. Процитируем книгу Майкла Моритца (Michael Moritz) «Маленькое королевство» (The Little Kingdom):
Джобс смотрел на коробки из-под сигар (в которые обычно облачали самодельные компьютеры), стоявшие на столах во время собраний клуба Homebrew, и считал, что элегантности в них не больше, чем в мухоловке. Угловатый сине-черный металлический корпус компьютера Sol от компании Processor Technology вызывал у него отвращение своей громоздкостью и индустриальным видом. Тогда пластиковый корпус считался ненужной роскошью в сравнении с дешевым и более податливым листовым металлом. Среди завсегдатаев клуба было принято смотреть не на внешний вид компьютера, а на его внутреннюю сущность. А Джобс хотел создать пластиковый корпус для компьютера, после того как Hewlett-Packard в свое время создала корпус для калькулятора. Он восхищался его плавными, обтекающими линиями и тем, как здорово эта машина смотрелась на рабочем столе.
Один из первых вариантов корпуса для Apple II представлял собой деревянную коробку со скользящей дверцей, которая чем-то напоминала письменный стол-бюро с убирающейся крышкой. В эстетическом плане он был очень привлекательным, однако в связи с высокими производственными затратами от его создания решили отказаться. Окончательный вариант дизайна Apple II сделал компьютер уникальным и совершенно не похожим на продукцию конкурентов. Другие компьютеры выглядели так, как будто они были собраны в домашних условиях (а многие действительно были таковыми). Что касается компьютера Apple, то на нем не было видно ни одного винтика или болтика (все десять винтов были закручены в нижней части корпуса). В целом он выглядел как некий вариант печатной машинки, но при этом обладал достаточно футуристичным для компьютера обликом. Привлекательность дизайна распространялась и на крышку, которую с легкостью можно было снять и получить беспрепятственный доступ к расширительным слотам. Кстати, в то время внутренности большинства электронных устройств были надежно закрыты от любопытных взоров прикрученной крышкой и табличкой: «Внимание! Деталей, пригодных для пользовательского ремонта, внутри нет».
В число других эстетических аспектов, которым Джобс уделил особое внимание, стал цвет клавиатуры, вентиляционные отверстия для выпуска тепла (шумный вентилятор ему использовать категорически не хотелось), а также выбор формы и цвета, которые позволили бы компьютеру удачно вписаться в общую обстановку на рабочем столе пользователя. Также он пригласил специалиста по электрическим цепям (в которых Возняк не был силен), чтобы создать надежную и легковесную систему питания, которая оставалась бы холодной при работе. Инженера звали Род Хольт (Rod Holt), и в то время он работал в компании Atari. В результате он не только создал надежную и эффективную систему электропитания, но также помог им спроектировать телевизионный интерфейс для Apple II.
Вновь созданная компания активно готовилась устроить премьеру своего компьютера Apple II на первой выставке West Coast Computer Faire в апреле 1977 года. Крис Эспиноза (Chris Espinosa) и Ренди Уиггинтон (Randy Wigginton), которые на то время были студентами колледжа, стали одними из первых сотрудников компании Apple и написали программы, в которых демонстрируется цвет и звук компьютера. Кстати, решение о том, чтобы назвать компьютер «Apple II», появилось в последний момент, после неудачного поиска более оригинального названия. Кому-то из сотрудников пришло в голову оформить римскую цифру «II» в виде квадратных скобок, смотрящих в разные стороны: ][. Процитируем вновь Майкла Морица, который рассказал в своей книге и об этой исторической выставке:
Компьютер, который был показан на West Coast Computer Faire, уже не был создан одним человеком. Это был плод сотрудничества нескольких специалистов, каждый из которых внес свой вклад в проектировку материнской платы, аналоговый инжиниринг и формирование эстетического облика продукта. Возняка следует благодарить за цветной интерфейс, расширительные слоты, способ расширения памяти с 4 до 48 килобайт, принцип управления клавиатурой и подключения кассетного магнитофона, а также язык BASIC, хранящийся в чипе ROM. Вклад Хольта состоял в создании эффективной системы электропитания, а Джерри Мэннок (Jerry Mannock) разработал дизайн корпуса. Эти конструкторские достижения были признаны потом, когда несколько месяцев спустя на имя Возняка были зарегистрированы Патенты США № 4 136 359 (за использование микрокомпьютера с видеодисплеем) и № 4 130 862 (за систему питания постоянного тока). Ну и конечно, за всем этим стоял Джобс, который подсказывал, подбадривал, наставлял и являл собой главный орган принятия решений о том, какая идея имеет будущее, а какую следует немедленно отправить в мусорную корзину.
Во время подготовки к первой выставке West Coast Faire было принято решение о создании нового логотипа компании. Напомним, что на первом логотипе, который использовался во время продажи Apple I, был изображен Исаак Ньютон, сидящий под деревом, и выведена цитата из поэта Уильяма Уордсуорта: «Ньютон… Ум, бороздящий причудливые моря мысли… В одиночку». Джобс подозревал, что такой замысловатый логотип мог стать одной из причин того, что Apple I недостаточно хорошо продавался. В результате было решено привлечь профессионалов из McKenna Agency, чтобы создать новый товарный знак.
На работу в компанию был принят молодой дизайнер Роб Янов (Rob Janov), которому было доверено создание корпоративного логотипа. Взяв на вооружение идею о том, что компьютеры должны раскрасить жизнь потребителей в разные цвета, Янов поставил перед собой чашу с яблоками и принялся рисовать натюрморты. Однажды ему пришла в голову идея нарисовать яблоко, от которого был откусан небольшой кусок. Тогда ему казалось, что это может выглядеть как удачная игра слов про биты и байты («bit» в переводе с английского «кусать»). Кроме того, как ему представлялось, если рисовать яблоко так, то оно «не походило на помидор сорта черри». Финальным штрихом стало решение Янова раскрасить свой «огрызок» в шесть разноцветных полосок, что придало ему несколько психоделический вид. Конечный результат выглядел очень привлекательным и теплым.
Для выставки было решено сделать плексигласовую вывеску с новым логотипом, который подсвечивался лампой. Хотя у Apple стенд был меньше, чем у других компаний, участвовавших в выставке, а некоторые производители микрокомпьютеров (такие как Processor Technology, IMSAI и Cromemco) присутствовали в этом бизнесе намного дольше, стенд Apple все же выглядел намного профессиональней благодаря этой вывеске. При этом некоторые другие участники, многие из которых были более крупными компаниями, чем Apple, и вовсе имели вывески, нарисованные черными маркерами.
Так как представители Apple подготовились к выставке более основательно, их стенд можно было легко заметить уже со входа в выставочный зал. На стенде на огромном мониторе демонстрировалась калейдоскопическая программа с видеографикой, которая привлекала внимание многих посетителей. Однако после выставки ее организатор Джим Уоррен (Jim Warren), кстати, также являвшийся членом клуба Homebrew, заявил, что участие Apple не было таким уж запоминающимся. В статье журнала Byte, который освещал мероприятие, про Apple вообще не было написано ни слова. Однако, несмотря на весь этот неблагоприятный фон, несколько месяцев спустя компания получила около трехсот заказов на Apple II, то есть на сто больше, чем в общей сложности было продано компьютеров Apple I.
В связи с высокой ценой модулей RAM первоначально компьютер Apple II стоил 1298 долларов за версию с 4 КБ и целых 2638 долларов за версию с 48 КБ RAM. Для сравнения: система PET от компании Commodore на базе процессора 6502 стоила 595 долларов, а TRS-80 от Radio Shack на базе Z80 – 600 долларов. При этом в цену, предлагавшуюся Apple, не входил ни кассетный магнитофон, ни монитор (между тем, упомянутые два конкурента эти устройства включали). Тем не менее, такой ценовой разрыв можно было оправдать тем, что ни PET, ни TRS-80 не предлагали таких возможностей для модернизации аппаратного обеспечения, которые предлагал Apple II. Ни один из конкурирующих компьютеров не поддерживал возможности расширения памяти или установки дополнительных устройств, в то время как начинку Apple II по желанию можно было изменить до неузнаваемости.
Первое пользовательское руководство Apple II было весьма лаконичным. Оно состояло из тридцати отпечатанных на ксероксе страниц, некоторые из которых были написаны от руки Стивом Возняком. Инструкция начиналась словами: «Простота и удобство: представляем вам Apple Apple ][, персональный компьютер». В начале 1978 года на смену этой самиздатовской поделке пришло «Техническое справочное руководство Apple II», также получившее название «Красная книжка». Стив Джобс понимал, что многие потребители связывают качество продукта с качеством его документации, и поэтому он прилагал массу усилий, чтобы инструкции имели профессиональный вид и в то же время были легки для восприятия.
Пытаясь заставить покупателей Apple I приобрести новую модель, Джобс и компания предлагали им весьма привлекательные сделки. Сначала их приманивали приличными скидками на Apple II, а затем – возможностью вернуть Apple I и с доплатой обменять его на Apple II. В рамках этой акции комплект поставки компьютера постепенно разрастался и стал включать сначала дисковод, а затем несколько периферийных карт и даже монитор. Именно с таким агрессивным продвижением Apple II связано то, что Apple I очень быстро отправился на свалку истории и сегодня является большим раритетом.
Компьютеры Apple от альфы до омеги
Часть 1. Apple I
Часть 2. Apple II
Часть 3. Apple II Plus
Часть 4. Apple III
Часть 5. Apple IIe
Часть 6. Lisa
Часть 7. Macintosh
Часть 8. Apple IIc
Часть 9. Apple IIGS
Часть 10. Macintosh SE и Macinosh II
Часть 11. Macintosh Portable
Часть 12. Macintosh IIfx, Classic, LС и IIsi
Часть 13. Macintosh Quadra 700 и 900
Часть 14. Macintosh PowerBook
Часть 15. Macintosh Centris
Часть 16. Newton MessagePad
Часть 17. Macintosh TV
Часть 18. Power Mac
Часть 19. eMate 300
Часть 20. 20th Anniversary Macintosh
Часть 21. iMac
Часть 22. iBook
Часть 23. Xserve
Часть 24. eMac
Часть 25. Mac mini
Часть 26. MacBook Pro
Часть 27. MacBook
Часть 28. Mac Pro
Часть 29. MacBook Air
Часть 30. iPad
Apple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов
Как 40 лет назад появилась философия «яблочного» продукта, которая до сих пор процветает
На следующий день после закрытия обновленного WWDC придется знаменательный юбилей. 10 июня мы отметим сорокалетие первого настоящего продукта Apple — компьютера Apple II, который принес Apple имя, славу и создал многие из корпоративных традиций, которые живы и процветают на сцене WWDC. Такие, как технологический перфекционизм, все необходимое в одном корпусе, светлый цвет корпуса и знаменитое надкусанное яблочко.
Логотип Apple в форме разноцветного яблочка, составленного из пересечений кругов «золотого сечения», сделал дизайнер Роб Дженофф из агентства Regis McKenna в апреле 1977 года. Цвета полосок на яблоке означали 6 цветов монитора, которые мог отображать Apple II. Regis McKenna уже зарекомендовало себя по работе с Intel и в будущем прославит себя знаменитыми рекламными кампаниями Apple. Первым устройством, на корпусе которого появилось «яблоко», стал Apple ][ — так назывались первые модели серии «двойка». Квадратные скобки вместо римских II, скорее всего, придумал шутник Стивен «Воз» Возняк — вопреки массовому мифу, «отцом» компьютера был именно он, а не Стив Джобс. Именно Возняк разработал архитектуру компьютера и схему платы, которые сделали персональный компьютер из любительского устройства массовым, а Apple превратили в лидера рынка ПК.
Компьютеры 1977 года делались по принципу «собери сам». Производители предлагали системную «материнскую» плату с процессором, куда пользователи сами ставили платы расширения по своему выбору. Ключевым фактором цены была оперативная память: 4 килобайта стоили $100-200, 8 килобайт — $250, 16 килобайт могли обойтись под $600, а 64 килобайта были дороже компьютера. Ни видеовыхода, ни клавиатурного входа в типовой машине 1977 года не было. Часто не было и корпуса с блоком питания — их нужно было купить или сделать по спецификации. К компьютерам прилагалась подробная схема материнской платы и портов — без этого их часто нельзя было даже и включить.
Apple ][ радикально порвал с этим подходом — хотя с апреля по май 1977 года было продано несколько сотен плат первой версии (Revision 0), официально запущенный 10 июня 1977 года продукт был компьютером в корпусе со встроенными блоками питания, клавиатурой и выводом на цветной телевизор NTSC. Включай и пользуйся. В существенно более дорогой комплектации был и монитор.
Внешне устройство было моноблоком «клавиатура-системная плата» с кассетным накопителем и теперь уже в заводском корпусе. Чтобы добавить или поменять плату, нужно было поднять верхнюю крышку корпуса. Корпус был изготовлен из пластика светло-бежевого цвета, который по оттенку был ближе всего к домашнему телефону AT&T. Корпус Apple ][ как бы провозглашал разрыв с обычаем делать корпуса компьютеров из штампованной стали, как и другой офисной техники. Светлый пластиковый корпус «цвета телефона» подчеркивал, что устройство — домашнее. В комплект также входили два игровых контроллера «колеса» (верньеры, которые своим вращением перемещали объект по экрану туда-сюда) – Apple ][, таким образом, был задуман и как игровая приставка.
Воз стремился максимально удешевить новое устройство, одновременно вложив в него максимум возможностей. В плату был впаян чип постоянной памяти со встроенным интерпретатором Integer BASIC (также работы Воза) – для экономии ценной памяти. Ключевым преимуществом Apple ][, по мнению Воза, было число портов расширения: »…и я сказал ему [Джобсу] найти себе другой компьютер, если он хочет только два порта для принтера и модема (это было ему понятно) вместо восьми полезных. Я сказал ему что-то типа «или по-моему, или без меня».
На плате был видеовыход на телевизор, позволявший отображать 6 цветов (3 основных прямо, 3 смешанных путем субпиксельного наложения). На плате также был однобитный спикер-пищалка, который воспроизводил некое подобие нот, когда его активировали циклом той или иной частоты. Это было важно, так как мультимедийные возможности в компьютерах 1970-1980-х годов были крайне ограниченными – звук было не только сложно воспроизводить, его еще и записать было некуда. Полноценная звуковая карта появилась лишь в 1986 г. в модели Apple IIGS («graphics and sound»).
До антитрестовского разделения AT&T телефоны в США не покупали и не втыкали в розетку, а брали в аренду у AT&T, и устанавливал его приходящий техник. Разнообразием монополист AT&T американцев не баловал – на всю Америку была одна-единственная модель телефона. Только в 1956 г. по решению суда (дело Hush-A-Phone v. United States, 238 F.2d 266 (D.C. Cir. 1956) AT&T запретили ограничивать подключение к телефонам устройств третьих сторон. Если б не это решение, использование телефонных линий с модемами могло бы задержаться на десять-пятнадцать лет, а благодаря ему уже в середине 1970-х гг. появились первые модемы, изначально акустические (на них клалась трубка, в которую они свистом передавали сигналы).
В 1978 г. появился первый производитель встроенных электронных модемов для шин S-100 и Apple ][ — Hayes Microcomputer Products. Уже зимой 1978-1979 г. на Hayes Smartmodem заработала первая «доска объявлений» (BBS – Bulleting Board System) для владельцев модемов, ставшая прототипом будущих узлов ФИДО, а затем веб-серверов.
Цена Apple ][ была заметно выше, чем у похожих конкурентов Commodore и TRS-80 – $1298 без монитора. Но вероятно, цветная графика в сочетании с возможностью укомплектовать систему дополнительными картами (в первую очередь, оперативной памяти) стали для покупателей ключевым аргументом. Несмотря на слова Воза, не исключено, что цвет был важнее: компьютеры Tandy получили цвет уже в 1980 году, Commodore в 1981 г., а до этого Apple был единственным «цветным» компьютером.
К весне 1978 г. модель Apple ][ прокачали до нового качественного уровня, снова обойдя конкурентов. Воз сделал в комплект к Apple ][ внешний дисковод пятидюймовых гибких дисков Disk ][ с колоссальной по тому времени емкостью около 114 Kb — с его слов, путем анализа сигналов, поступающих с дисковода Shugart, и также выбросив из кода и с платы все ненужное. Дисковод шел в комплекте с платой-контроллером и втыкался в один из тех самых пустых слотов, которыми хотел беспечно пренебречь несведущий Джобс и которые отстоял предусмотрительный Воз. Цена дисковода с себестоимостью около $100 в рознице составила $595. Несмотря на цену, обычно покупатели брали сразу два дисковода — такая дорогостоящая батарея превращала Apple ][ в полноценную машину для любых нужд. Между тем Джобс заказал уже упомянутому Полу Лотону разработку Apple DOS – без которой диски были б неработоспособны. Apple DOS 3.1 (31 версия по счету Лотона) вышла в октябре 1978 года.
Первоначально, вероятно, спрос на Apple ][ в основном создавали компьютерные игры – за первые несколько лет их было написано несколько сотен, и среди них появились франчайзы, выходившие после этого много лет, некоторые — и в наши дни. Но в 1979 г. возникло программное приложение, которое стало для Apple тем, что метафорически называется killer app — «приложение-убийца» (метафора для приложения, которое так важно для своей платформы, что как бы убивает ее конкурентов наповал). Собственно, и сам термин изначально возник (вероятно, в журнале PC Week в 1987 г.) для описания этого приложения. Это была первая «электронная таблица» – VisiCalc, которую разработал выпускник HBS Дэн Бриклин.
С момента появления микрокомпьютеров их пытались использовать для бухгалтерского учета и финансового прогнозирования. Генераторы финансовых отчетов для корпоративных компьютеров существовали с 1960-х гг. Профессор из Калифорнии Билл Пенц написал первую электронную таблицу MainCalc в 1973 году под задачи учета в своем университете, но произвольную пользовательскую таблицу его программа считать не могла – она была написана жестко под одну задачу. Компании пытались писать свои собственные программы для учета и бюджетирования. Создатели конкурента Apple TRS-80 Дон Френч и Стив Лейнинджер, как сообщают Фрейбергер и Суэйн, демонстрировали такую программу владельцу Tandy Чарльзу Тэнди на первом прототипе TRS-80. Программа «закрэшилась» при попытке ввести в нее шестизначную зарплату – возможностей BASIC для восьмибитного процессора не хватило.
Но VisiCalc был следующим шагом далеко за эти пределы. Как объяснял сам Бриклин, его инновация была не в том, что он сделал таблицу, способную что-то посчитать. Он сделал таблицу, редактируемую в режиме WYSIWIG. При изменении данных и формул таблица пересчитывалась автоматически. Ее можно было сделать любой длины и прокручивать — для аудитории 1981 года это было небывалым достижением. В программе были встроенные функции для типовых решений (например, сумма или чистая приведенная стоимость ряда). Ячейки можно было заполнить на выбор числами или текстовыми ярлыками, форматировать внешний вид чисел и текста. Так появился инструмент, в котором можно было создать бюджет, баланс, финансовый план или просто что-то посчитать, не владея навыками программирования.
VisiCalc продавался за $100 и первый год работал только на Apple ][. Множество компаний малого и среднего бизнеса стали смотреть на Apple ][ как на машину, за которую стоит заплатить четырехзначную сумму, чтобы гонять на ней VisiCalc.
В конце 1980 г. Apple вышла на фондовый рынок с капитализацией $1,34 млрд; в первой торговой сессии акции выросли еще на 32% с $22 до $29 за акцию, увеличив капитализацию до $1,78 млрд. Семейство Apple II выпускалось с 1977 по 1993 год и было клонировано в нескольких странах, включая СССР («Агат»). Модели серии менялись, характеристики росли. Но философия «яблочного» продукта не менялась и, как мы видим, благополучно процветает и сорок лет спустя.
Персональный компьютер Apple II | Национальный музей американской истории
Предыдущий
Следующий
>>
Применяются условия использования
Загрузки
Применяются условия использования
Загрузки
Применяются условия использования
Загрузки
Применяются условия использования
Загрузки
- Описание
- В 1976 году пионеры компьютеров Стив Возняк и Стив Джобс начали продавать свой компьютер Apple I в виде комплекта в компьютерные магазины. К августу того же года Возняк приступил к разработке улучшенной версии Apple II. Возняк и Джобс продемонстрировали прототип в декабре, а затем представили его публике в апреле 1977 года. Apple II положил начало буму продаж персональных компьютеров в конце 1970-х и выдвинул Apple на лидирующие позиции среди производителей персональных компьютеров.
- В Apple II в качестве центрального процессора использовался чип MOS 6502. Он поставляется с 4 КБ ОЗУ, но может быть расширен до 48 КБ ОЗУ. Он включал интерпретатор BASIC и мог поддерживать графику и цветной монитор. Первоначально внешнее хранилище было на кассете, но позже Apple представила внешний дисковод для гибких дисков. Среди наиболее важных особенностей Apple II были 8 слотов расширения на материнской плате. Это позволило любителям добавлять дополнительные карты, сделанные Apple и многими другими быстро появившимися поставщиками. Платы включали контроллеры гибких дисков, карты SCSI, видеокарты и карты эмуляторов CP / M или PASCAL.
- В 1979 году Software Arts представила первую компьютерную электронную таблицу Visicalc для Apple II. Это «убойное приложение» было чрезвычайно популярным и способствовало большим продажам Apple II.
- Apple II претерпел несколько улучшений и обновлений. К 1984 году, когда появился Macintosh, было продано более 2 миллионов компьютеров Apple II.
- Местоположение
- В настоящее время не отображается
- Имя объекта
- микрокомпьютер
- Дата изготовления
- 1977-1987
- дата изготовления
- 1980
- производитель
- Apple Компьютер
- Место производства
- США: Калифорния, Купертино
- Физическое описание
- пластик (общий материал)
- металл (общий материал)
- Измерения
- общий: 10,2 см х 38,1 см х 43,2 см; 4 дюйма х 15 дюймов х 17 дюймов
- Идентификационный номер
- 1990. 0167.01.1
- каталожный номер
- 1990.0167.01.1
- регистрационный номер
- 1990.0167
- Кредитная линия
- Джей и Ди Джей Уорнер
- Тема
- Образование
- Посмотреть больше товаров в
- Медицина и наука: Компьютеры
- Семья и социальная жизнь
- Работа
- Компьютеры и бизнес-машины
- Источник данных
- Национальный музей американской истории
Номинировать этот объект для фотографирования.
Наша база данных коллекций находится в стадии разработки. Мы можем обновить эту запись на основе дальнейших исследований и обзоров. Узнайте больше о нашем подходе к публикации нашей коллекции в Интернете.
Если вы хотите узнать, как вы можете использовать контент на этой странице, ознакомьтесь с Условиями использования Смитсоновского института. Если вам нужно запросить изображение для публикации или другого использования, посетите страницу Права и репродукции.
Примечание. Отправка комментариев временно недоступна, пока мы работаем над улучшением сайта. Приносим извинения за прерывание. Если у вас есть вопрос, касающийся коллекций музея, сначала ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о коллекциях. Если вам нужен личный ответ, воспользуйтесь нашей контактной страницей.
Объяснение Apple II: все, что вам нужно знать
Apple II с двумя дисководами
4 факта об Apple II
- Центральный процессор Apple II был основан на процессоре MOS 6502. Он поставлялся с 4 КБ оперативной памяти, но ее можно было увеличить до 48 КБ. Кроме того, он поставлялся с интерпретатором BASIC и возможностью поддержки графики и цветного монитора.
- Apple сначала представила внешнее хранилище на кассетной ленте, но позже добавила внешний дисковод для гибких дисков. Восемь слотов расширения Apple II на материнской плате были одной из самых важных функций. Это позволило потребителям добавлять карты от Apple и множества других поставщиков, которые сразу же появились. Платы представляли собой контроллеры гибких дисков, карты SCSI, видеокарты и карты эмуляторов CP / M или PASCAL.
- Видеоконтроллер выводит композитное видео NTSC, подходящее для отображения на ТВ-мониторе или обычном телевизоре, через отдельный ВЧ-модулятор, с 40 столбцами по 24 строки монохромного текста только в верхнем регистре на экране.
- Первая компьютерная электронная таблица Visicalc для этого компьютера была выпущена в 1979 году компанией Software Arts. Это «убийственное приложение» пользовалось огромной популярностью, что привело к большому количеству покупок Apple II. Компьютер несколько раз совершенствовался и модернизировался. К моменту выпуска Macintosh в 1919 году было продано более 2 миллионов компьютеров.84.
Технические характеристики
Дата выпуска Apple II — апрель 1977 года. Первые компьютеры имели микропроцессор MOS Technology 6502, работающий на частоте 1,022 727 МГц, два игровых манипулятора, 4 КБ ОЗУ, аудиокассетный интерфейс для хранения данных и загрузки программ. На различные аспекты дизайна Apple II повлияла аркадная видеоигра Breakout (1976) от Atari, разработанная Возняком. Apple II имела огромную пользовательскую базу и была очень популярной платформой для разработки игр с 1970-х до начала 19-го века.90-е. Некоторые из самых популярных игр Apple II включают Pyramid за 100 000 долларов и 221B Baker Street. Он имел ПЗУ размером 12 КБ и стоил 1298 долларов США (что эквивалентно 5543 долларам США в 2020 году).
Где купить?
Компьютер Apple II в настоящее время продается на eBay в категории винтажных компьютеров.
История компьютера Apple II: что нужно знать
Стивен Гэри «Воз» Возняк (родился 11 августа 1950 года в Сан-Хосе, Калифорния) — американский компьютерный инженер, легендарная личность в мире компьютеров. И главная причина такого замечательного признания — компьютер Apple II (часто пишется как Apple][). К концу своего производства в 1993 было произведено от пяти до шести миллионов компьютеров серии Apple II (включая примерно 1,25 миллиона моделей Apple IIGS).
Первые дни компьютера Apple II
Стив Возняк и Стив Джобс, пионеры в области компьютеров, начали продавать свой компьютер Apple I в виде комплекта розничным продавцам в 1976 году. Возняк начал разработку обновленной версии Apple II в августе того же года. В декабре Возняк и Джобс представили прототип. В 1977 году Стив Возняк разработал Apple II. Автономная машина имела схему, клавиатуру, источник питания и постоянную память для языка BASIC. Дисплей был телевизором. Благодаря дисководу для гибких дисков (1978) и приложение для работы с электронными таблицами VisiCalc (1979), это был блокбастер. В конце концов, в апреле 1977 года они представили публике Apple II. В конце 1970-х годов Apple II вызвал всплеск продаж персональных компьютеров, выдвинув Apple на передовые позиции в отрасли.
Компьютер был 8-битным компьютером, который считается пионером домашних микрокомпьютеров в мире. Стив Возняк отвечал за его дизайн; Стив Джобс руководил созданием формованного из пенопласта корпуса компьютера, а Род Холт создал импульсный блок питания. Он был запущен в 1977 Компьютерная ярмарка Западного побережья, организованная Джобсом и Возняком. Это был первый компьютер Apple, ориентированный на потребителя, предназначенный для американских домохозяйств, а не для компаний или коммерческого использования.
Apple II был проектом Стива Возняка и Стива Джобса. Прототип был сделан в декабре 1976 года и впервые продан 10 июня 1977 года. Он стал настолько популярным, что к концу 1993 года было выпущено около пяти-шести миллионов компьютеров серии Apple II, а затем он был снят с производства. был лидером в первое десятилетие персональных компьютеров благодаря удобному дизайну и графическому дисплею. Кроме того, это было готовое потребительское устройство, в отличие от Apple I, которое требовало от клиентов предоставления важных компонентов, таких как корпус и источник питания.
Версии компьютеров Apple II: каждая версия
Было представлено множество версий компьютеров Apple II, включая Apple II plus, Apple IIc, Apple IIe, Apple IIGs, Apple IIc plus. За Apple II последовал Apple II plus, производство которого было прекращено в 1981 году. К 1984 году было продано более шести миллионов устройств.
Apple II плюс
Это была первая улучшенная версия Apple II со множеством улучшений. II+ был практически идентичен оригинальному II, за исключением лучшей графики и возможности загрузки с диска в ПЗУ, а также отказа от ассемблера/дизассемблера 2k 6502, чтобы уступить место BASIC с плавающей запятой. В течение 1980–81, цены на оперативную память резко упали, и все машины II+ поставлялись с уже установленными полными 48 КБ памяти.
Apple IIe
Модифицированная версия с 64 КБ ОЗУ вместе с процессором MOS 6502 или 65C02 с тактовой частотой 1 МГц. Эта версия была выпущена в 1983 году. Это была наиболее используемая и продаваемая улучшенная версия Apple II. Он является рекордсменом по продолжительности жизни компьютеров Apple всех времен: он производился и продавался почти 11 лет с минимальными изменениями.
Apple IIe был оснащен более новыми чипами, которые были менее дорогими, но более мощными. Оперативная память IIe была настроена как Apple II Plus с 48 КБ ОЗУ и языковой картой. В компьютере не было слота 0, но у него был вспомогательный слот, в который можно было установить карту памяти емкостью 1 КБ, что позволяло работать 80-колоночному дисплею. У Apple IIe было оборудование и прошивка для 80-колоночного дисплея. Следовательно, у этой карты была только оперативная память. Оперативная память машины была увеличена до 128 КБ благодаря «расширенной карте на 80 столбцов» с более невероятной памятью.
Apple IIc
Выпущенный в 1984 году, он был модифицирован, чтобы иметь встроенный 5 1/4-дюймовый дисковод для гибких дисков. Процессор MOS 65C02 с тактовой частотой 1,4 МГц и 128 КБ ОЗУ. Из-за своего размера и ручки для переноски, которую можно было опустить, чтобы поднять машину в положение для печати, ее прозвали портативным Apple II. В отличие от современных портативных устройств, в нем отсутствовал встроенный дисплей и батарея. Это была первая из трех моделей Apple II с языком дизайна «Белоснежка» и единственная модель с характерным кремово-белым оттенком цвета. У него было два разных монохромных ЖК-дисплея.
Apple IIG
Процессор
Western Digital 65C816 с тактовой частотой 2,8 МГц и 256 КБ ОЗУ. Запущенный в 1986 году, он имел операционную систему IIgs DOS. У него был настоящий 16-битный процессор 65C816, который работал на частоте 2,8 МГц и имел 24-битную адресацию, что позволяло добавить до 8 МБ ОЗУ. Кроме того, в него добавлена палитра из 4096 цветов и два графических режима с разрешениями 320200 и 640400 пикселей.
Apple IIc плюс
В 1988 году был запущен процессор MOS 65C02 с тактовой частотой 4 МГц, с увеличенным объемом ОЗУ до 128 КБ. 5,25-дюймовый дисковод для гибких дисков был заменен на 312-дюймовый, блок питания был перемещен внутрь корпуса, а процессор стал прочным. Процессор 65C02 с частотой 4 МГц, который воспроизводил 8-битное программное обеспечение Apple II быстрее, чем IIGS. Кроме того, IIc Plus включает переработанную раскладку клавиатуры, совместимую с Platinum IIe и IIGS.
Общественный ответ
10 июня 1977 года впервые был выпущен Apple II. К моменту окончания производства в 1993 году было произведено от пяти до шести миллионов компьютеров серии Apple II, что указывает на их высокую популярность и общественный спрос. Модели Apple II производились чуть менее 17 лет, поэтому Apple II был одной из самых продолжительных серий серийных персональных компьютеров.
На мероприятии под названием «Apple II навсегда» Стив Возняк и Стив Джобс представили Apple IIc. Компания Apple Computer провела эту компьютерную конференцию.
Объяснение Apple II: все, что вам нужно знать Часто задаваемые вопросы (часто задаваемые вопросы)
Когда вышел компьютер Apple II?
Стив Возняк и Стив Джобс, первооткрыватели компьютеров, начали продавать свой компьютер Apple I в виде комплекта розничным продавцам в 1976 году. Возняк начал разработку обновленной версии Apple II в августе того же года. В декабре Возняк и Джобс представили прототип, который в конце концов представили публике в апреле 1977 года.
Какова была первоначальная цена компьютера Apple II?
Первоначальная цена компьютера Apple II на момент его выпуска в 1977 году составляла 1298 долларов США (что эквивалентно 5543 долларам США в 2020 году).
Когда был изобретен Apple II?
Он был выпущен в апреле 1977 года и впервые поступил в продажу 10 июня 1977 года,
Кто изобрел Apple II?
Стив Возняк и Стив Джобс — изобретатели Apple II.
Apple II все еще существует?
Хотя Apple II имел большой успех, сейчас его не существует. Его производство закончилось в 1993 году.
Был ли Apple 2 первым компьютером?
Apple II не был ни первым продуктом, ни первым персональным компьютером компании, основанной Стивом Джобсом и Стивом Возняком. И, конечно же, у их заведений не выстраивались очереди, желающие его купить. Но, по мнению Возняка, в конечном итоге он станет «одним из самых успешных продуктов всех времен». Прежде всего, это был первый важный шаг на пути к созданию одной из самых узнаваемых компаний в мире.
Почему Apple II был известен как народный компьютер?
Apple II был известен как народный компьютер благодаря простоте использования и отличной графике для того времени. Apple была лидером в первом десятилетии персональных компьютеров благодаря удобному дизайну и графическому дисплею. Apple II был готовым потребительским устройством, в отличие от Apple I, который требовал от клиентов предоставления важных компонентов, таких как корпус и источник питания.
Сколько Apple II было продано?
За 16 лет производства Apple II совокупный объем продаж всех моделей составил около 6 миллионов единиц, при этом пик продаж в 1 миллион пришелся на 1983 год.
3-The Apple II
Аппаратное и микропрограммное обеспечение
Apple II, кассета Panasonic RQ-2102 и телевизор — Фото: Карл Ноблок, Фил Пфайффер
ОБОРУДОВАНИЕ И ВСТРОЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ни один хакер не будет полностью удовлетворен проектом, над которым он работает, до тех пор, пока есть возможность внести улучшения, которые каким-то образом сделают его лучше. После того, как Возняк завершил проектирование Apple-1, он уже думал об улучшениях, которые сделают его компьютер более быстрым и функциональным. Он хотел, чтобы это отображалось в цвете. Он работал над объединением функций терминала и памяти Apple-1, переместив дисплей в основную память, что позволило мгновенно менять экран. Ни одна из этих модификаций не была сделана специально для того, чтобы сделать продукт лучше или сделать его более привлекательным для покупателей. Возняк заявил:
Многие функции Apple II появились благодаря тому, что я разработал Breakout для Atari. Я спроектировал его аппаратно. Я хотел написать это в программном обеспечении сейчас. Вот почему сначала был добавлен цвет — чтобы можно было программировать игры. Однажды ночью я сел и попытался ввести его в Бейсик. К счастью, я сам написал Бейсик, поэтому я просто записал несколько новых ПЗУ с командами рисования линий, командами изменения цвета и различными командами Бейсика, которые отображали цвет. Я заставил этот мяч подпрыгивать, и я сказал: «Ну, ему нужен звук», и мне пришлось добавить динамик к Apple II. Это не было запланировано, это было просто случайно… Очевидно, вам нужны весла, поэтому мне пришлось почесать голову и разработать простую схему весла с минимальным количеством микросхем, и поставить несколько лопаток. Итак, многие из этих функций, которые действительно выделяли Apple II в свое время, были взяты из игры, а встроенные забавные функции предназначались только для одного любимого проекта, который заключался в программировании BASIC-версии Breakout и демонстрации. это в клубе. [1]
Возняк добавил другие функции, которые, по его мнению, были важны для полезного компьютера, которым он хотел бы владеть. Поскольку процессор 6502 мог адресовать в общей сложности 64 КБ памяти, он разработал компьютер с возможностью использования либо микросхем ОЗУ 4 КБ, либо более новых (и более дорогих) микросхем ОЗУ 16 КБ. Первые доступные компьютеры Apple II стандартно поставлялись с 4 КБ памяти, и можно было добавить больше, максимум до 12 КБ (при использовании микросхем 4 КБ) или 48 КБ (при использовании микросхем 16 КБ). К материнской плате прикреплялись специальные соединительные блоки, которые сообщали Apple II, сколько памяти имеется и где она находится. Согласно 1981 издание Apple II Reference Manual Apple может иметь память следующих размеров: 4K, 8K, 12K, 16K, 20K, 24K, 32K, 36K или полные 48K. (Эти размеры были определены различными способами, которыми можно было установить три микросхемы ОЗУ, либо 4 КБ, либо 16 КБ.) Связывающие блоки были даже разработаны с гибкостью, позволяющей оставлять пустые места в памяти, если не было доступных микросхем ОЗУ для заполнения этих мест. .
Стандартный массив оперативной памяти Apple II — Фото предоставлено Скоттом Крайенхагеном. Если, например, вам нужно было установить только два других чипа 4K RAM, и вы хотели отображать графику высокого разрешения, вы могли бы привязать один чип к нижней половине памяти высокого разрешения по цене от 2000 до 2 FFF, а другой — к нижней половине памяти высокого разрешения. верхняя половина памяти высокого разрешения от 3000 до 3$FFF. [2] Поскольку чипы 16K RAM стоили около 500 долларов, когда Возняк разрабатывал Apple II, немногие пользователи могли их себе позволить. В то время как Commodore PET и Radio Shack TRS-80 не могли быть легко расширены за пределы 4K, с которым они поставлялись, Apple II с самого начала разрабатывался с учетом расширения. [3]
Ряд из восьми слотов расширения был еще одной особенностью Apple II, которая была сильным аргументом в пользу продажи. В отличие от TRS-80 или PET, Apple II можно было легко расширить, просто вставив карту в один из этих слотов. Однако такая степень расширяемости удорожала строительство. Стив Джобс не верил, что кому-то понадобится больше двух слотов: один для принтера и один, возможно, для модема. Из своего опыта работы с компьютерами в Hewlett-Packard Возняк знал, что пользователи компьютеров всегда найдут или , чтобы заполнить эти дополнительные слоты, и настоял на том, чтобы они сохранили число восемь. [4]
МОНИТОР ROM
Встроенная в ПЗУ программа мониторинга, которую Возняк включил в Apple-1, упростила использование из коробки по сравнению с другими микрокомпьютерами первого поколения. Он хотел расширить эту функциональность и предоставил дополнительные команды для управления байтами в определенных местах памяти.
Друг Возняка Аллен Баум помог кодировать дополнительные улучшения для его встроенных процедур ПЗУ. Это включало код для обработки отображения текста на экране, а также возможность создавать и обрабатывать текстовые окна разного размера (то есть создавать одно или несколько определяемых пользователем текстовых пространств на стандартном текстовом экране 24 на 40, который прокручивал текст только в пределах этого экрана). пространство). Монитор также включал подпрограммы ввода/вывода кассеты, поскольку аппаратное обеспечение, поддерживающее это, было включено в Apple II.
Баум и Возняк ранее опубликовали код для дизассемблера 6502 в сентябрьском выпуске Interface Age за 1976 год. Это упростило проверку и отладку кода и само по себе было результатом философии Клуба домашних пивоваров, заключавшейся в том, чтобы сделать все компьютерные знания доступными для всех. Опубликованная статья была частью культуры Apple поставлять программное обеспечение «бесплатно или по минимальной цене». Улучшенная версия этого дизассемблера была включена в монитор Apple II. Это стало одной из самых важных и уникальных особенностей Apple II и важной частью его открытого дизайна; это позволяло любому просматривать код 6502, который использовала любая программа. [5] Расширение функциональности финального кода для Монитора увеличило его размер с 256 байт (в Apple-1) до 2048 байт (2К).
КЛАВИАТУРА
На Apple-1 владелец должен был поставить клавиатуру. Конкретная клавиатура, которую Apple рекомендовала своим клиентам, была произведена компанией Datanetics, базирующейся в Фаунтин-Вэлли, Калифорния. Они были в бизнесе с 1964 года, производя клавиатуры для кассовых аппаратов и счетных машин. Клавиатура компьютера, продаваемая Datanetics, имела форму колпачков клавиш, по ощущениям похожую на популярную пишущую машинку IBM Selectric. Что касается раскладки клавиатуры, то она создана по образцу клавиатуры классической модели телетайпа ASR-33. [6]
(Примечание. Клавиатура Datanetics использовалась только в верхнем регистре. Версии, используемые на Apple-1 и Apple II, были очень похожи, за исключением общих названий клавиш управления телетайпом, проштампованных на клавишах; единственная
Стив Джобс попросил Datanetics сделать клавиатуры для Apple II, и весной 1977 года компания работала над тем, чтобы иметь достаточное количество клавиатуры для Apple II. выпуск этого нового компьютера тем летом. Форма и печать на колпачках клавиш была почти идентична более ранней клавиатуре Datanetics, использовавшейся в Apple-1, за некоторыми небольшими исключениями. Была добавлена клавиша для RESET, клавиши со стрелками были добавлены чуть выше правой клавиши Shift, а клавиша RETURN была расширена. Все оставшиеся кодовые имена управления телетайпом были удалены, за исключением BELL на клавише G. Неотмеченным специальным символом была правая квадратная скобка «]», к которой можно было получить доступ, нажав SHIFT-M.
Клавиатура Teletype 35AST — Фото предоставлено Марком Франсиско Клавиатура Apple II
Хотя стандарт Teletype позволял вводить символ левой квадратной скобки, обратную косую черту и символ подчеркивания («[», «\» и «_») с клавиатуры , Apple II не предлагал прямого ввода этих трех символов.
BASIC
Расширенная программа Monitor в ПЗУ и цветная графика были не единственными новыми функциями Apple II. Возняк включил обновленную версию своего Apple BASIC (известного как Integer BASIC) в ПЗУ. Это было доступно сразу после включения питания, что позволяло не-хакерам легко писать программы, использующие цветную графику.
У Apple никогда не было листинга исходного кода ассемблера для Integer BASIC Возняка. Он написал это на машинном языке, собрав вручную на бумаге:
Я написал этот процессор BASIC, и я написал небольшой симулятор ALGOL и смоделировал его. Казалось, что это сработает, но я забыл построить машину. У меня не было ассемблера, это другое дело. Чтобы использовать ассемблер, они полагали, что кто-то собирается купить этот процессор для использования в компании, и их компания может заплатить несколько тысяч долларов за разделение времени, чтобы использовать ассемблер, который был доступен в режиме разделения времени. У меня не было таких денег, поэтому друг научил меня, что вы просто смотрите на каждую инструкцию, вы пишете свои инструкции на правой стороне страницы, вы записываете адреса на левой стороне, а затем вы найдите шестнадцатеричные данные для каждой инструкции — вы можете собрать их самостоятельно. Так что я бы просто сидел и собирал его сам. BASIC, который мы поставляли с первыми Apple II, так и не был собран — никогда. Была одна рукописная копия, все рукописные, все собранные вручную. Так что мы были в эпоху, когда мы не могли позволить себе инструменты. [7]
В Apple никогда не было официального списка исходных кодов Integer BASIC. Одна из немногих известных мне ошибок в интерпретаторе Integer связана с одним байтом. Если введена строка со слишком большим количеством круглых скобок, вместо сообщения «СЛИШКОМ МНОГО СКОБОК» отображается сообщение об ошибке «СЛИШКОМ ДЛИННОЕ». [8] Другая ошибка связана с тем, что цикл FOR – NEXT слишком глубоко вложен (то есть цикл FOR – NEXT находится внутри другого цикла FOR – NEXT). Если программа неоднократно входила в начало цикла, не нажимая оператора NEXT, это в конечном итоге приводило к сбою. [9]
ДРУГИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Sup’R’Mod
Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться Apple, было получение одобрения FCC для компьютера. Разработанный RF (радиочастотный) модулятор давал слишком много помех, и вполне вероятно, что FCC не одобрит его. (РЧ-модулятор позволял пользователю подключать Apple к стандартному телевизионному приемнику, вместо того, чтобы покупать дорогой компьютерный монитор.) Вместо того, чтобы откладывать выпуск Apple II, нужно было перепроектировать радиочастотный модулятор, чтобы получить его. С одобрения FCC Apple передала спецификации радиочастотного модулятора Марти Спергелю. Он руководил небольшой компанией (под названием M&R Electronics), которая специализировалась на получении труднодоступных деталей, которые хакеры-электронщики и компьютерщики хотели использовать в своих проектах. Их соглашение позволило M&R производить и продавать радиочастотные модуляторы, в то время как Apple могла сосредоточиться на производстве и продаже Apple II. Дилеры продавали Apple II с «Sup’R’Mod» (стоимостью около 30 долларов), если покупатель хотел видеть графику на своем цветном телевизоре. Джобс заверил Спергеля, что товар будет хорошо продаваться, может быть, до пятидесяти единиц в месяц. (Годы спустя Спергель подсчитал, что он продал около четырехсот тысяч Sup’R’Mods.) [10]
Другие функции, которые Возняк (и Аллен Баум, помогавший ему с проектом) включили в ПЗУ Apple II, включали терминальное программное обеспечение для отображения текста на экране, расширенные функциональные возможности монитора и процедуры ввода/вывода кассеты. Они добавили возможность разбивать экран на окна разного размера. Они также написали дизассемблер, который с самого начала был одной из самых важных особенностей Apple II и значительной частью его открытого дизайна. Это позволило любой для просмотра кода 6502, который использовала любая программа , и соответствовал философии Клуба домашних пивоваров, заключающейся в том, чтобы сделать все компьютерные знания доступными для всех. Во времена Apple-1, когда Apple поставляла программное обеспечение «бесплатно или по минимальной цене», Возняк и Баум опубликовали раннюю версию своего дизассемблера 6502 в хакерском журнале. Он был разработан для загрузки в память Apple-1 от 800 до 9 долларов за 8 долларов, и эту процедуру можно было выполнять с монитора. Этот ранний код был очень похож на дизассемблер, который позже был включен в ПЗУ Apple II. [11]
Наличие расширенной программы «Монитор» в ПЗУ и цветная графика были не единственными особенностями Apple II, которые привлекали к нему людей. Наличие языка BASIC Возняка в ПЗУ, доступного сразу после включения питания, позволило не-хакерам писать программы, использующие цветную графику Apple II.
КАРТА ПАМЯТИ
Возняк разработал схему памяти для Apple II, используя Apple-1 в качестве шаблона. Так же, как карта кассетного интерфейса на Apple-1 начиналась со 100 долларов, на Apple II первый слот использовал память, начинающуюся с того же места. Слот 2 начинался с 200 долларов США и так далее.
Как и на Apple-1, Integer BASIC на Apple II начинался с E000 в памяти и покрывал большую часть оставшегося места, пока программа Monitor не запустилась с F800. Часть пространства под монитором также использовалась для других утилит, полезных для программистов на ассемблере.
Чтобы понять схему памяти Apple II, рассмотрим следующую аналогию: представьте себе шкаф с шестнадцатью полками и шестнадцатью отдельными слотами или ячейками на каждой полке (аналогично тем, что можно найти в старых столах с откидной крышкой). Каждый слот относится к определенному адресу в памяти компьютера, и каждый слот может содержать число от 0 до 255. (Поскольку байт имеет ширину восемь бит, наибольшее число, которое может быть представлено восемью двоичными битами, равно 255.) верхняя полка — это ряд «0», а самый левый слот в этом ряду — это слот «0». Таким образом, адрес этого слота равен $00. По мере продвижения вправо адреса увеличиваются: $01, $02, $03 и так далее до $0F в конце. Затем мы переходим к следующей строке (строка «1»), и адреса продолжаются так же, как и раньше: 10, 11, 12 и т. д. Шестнадцатая строка — это строка «F», самый правый слот в этой строке — это слот «F», а адрес этого слота — $FF. Таким образом, этот шкаф имеет 256 слотов (16 x 16) и представляет собой то, что называется «страницей» в памяти Apple. У самого шкафа есть адрес (поскольку компьютерам нужны адреса для всего), и этот адрес — «00». Полный адрес строки «5», слота «A» на шкафу «00» — $005A, а значение в этом месте (в этом примере) — «6F».
Страница 00 | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | Е | Ф | |
0 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
1 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
2 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
3 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
4 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
5 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | 6F | . | . | . | . | . |
6 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
7 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
8 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
9 | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
А | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Б | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
С | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Д | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Е | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Ф | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Только Altair 8800 имел всего 256 байт памяти, поэтому мы должны учитывать все 64 КБ памяти, которые может обработать чип 6502 в Apple II. Шкаф находится поверх шкафа «00», и он расположен таким же образом с его 256 слотами в шестнадцати рядах. Это шкаф «01», а над ним шкаф «02»; это продолжается до тех пор, пока мы не достигнем шкафа «FF» вверху. Программисты Apple называют эти шкафы «страницами» памяти. Имеется 256 страниц памяти, каждая из которых имеет 256 байтов на странице, что в сумме дает 256 x 256 = 65536 байтов памяти (или слотов, которые могут содержать числа, если вы предпочитаете аналогию).
При обсуждении карты памяти на Apple II мы можем обращаться к страницам памяти с шестнадцатеричным двузначным числом для сокращения, если хотим. Общая схема памяти Apple II выглядит следующим образом:
Организация и использование ОЗУ | |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
| СВОБОДНАЯ ОЗУ | ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
| СВОБОДНАЯ ОЗУ | ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
Страница $00: | используется процессором 6502 для хранения информации, к которой он может быстро получить доступ. Это первоклассная недвижимость, которая редко доступна для общего использования программистами без особой осторожности. | |
Страница $01: | используется 6502 для внутренних операций в качестве «стека». | |
Страница $02: | используется микропрограммой Apple II в качестве входного буфера при использовании клавиатуры из BASIC или когда программа использует любую из процедур ввода микропрограммы. | |
Страница $03: | общая область хранения, до трех верхних строк (от $3D0 до $3FF), которые используются дисковой операционной системой и микропрограммой для указателей на внутренние подпрограммы. | |
Страницы $04-$07: | используется для текстового экрана с 40 столбцами. | |
Страницы $08-$BF: | доступен для использования программами, операционными системами и графикой высокого разрешения. В пределах этого пространства Воз назвал страницы $08-$0A вторичным текстом и графической страницей низкого разрешения (хотя их было нелегко использовать напрямую, так как прошивка не поддерживала это), страницы $20-$3F для высокого разрешения. страница» один и страницы 40-5 долларов США за «страницу» высокого разрешения два. | |
Страница $C0: | внутренний ввод-вывод и программные переключатели | |
страницы $C1-$C7: | ПЗУ, назначенное каждой из семи периферийных карт | |
Страницы $C8-$CF: | переключаемое ПЗУ для каждой из семи карт | |
Страницы $D0-$D7: | пустой сокет ПЗУ #1 | |
Страницы $D8-$DF: | пустой сокет ПЗУ #2 | |
Страницы $E0-$F7: | Целое БАЗОВОЕ ПЗУ | |
Страниц $F8-$FF: | ПЗУ монитора |
Пространство памяти Apple II между $C000 и $CFFF было выделено для обработки ввода и вывода. От $C000 до $C0FF место было зарезервировано для различных программных переключателей, используемых для управления дисплеем, и различных встроенных устройств ввода-вывода, таких как клавиатура, манипуляторы, сигнализаторы и кассетный порт. (Программный переключатель — это просто ячейка памяти, которая, когда там хранится число, изменяет что-то в компьютере, например, включение графического режима.) Оставшаяся часть ячеек памяти от $C100 до $CFFF была зарезервирована для использования с периферийные карты, вставленные в слоты. Каждой карте было назначено 256 байтов, уникальных для слота, в который была вставлена карта; то есть карта в слоте 1 использовала $C100-$C1FF, карта в слоте 2 использовала $C200-$C2FF и так далее до слота 7, используя $C700-$C7FF. Код, написанный на карте, обычно писался таким образом, чтобы не делать прямой ссылки на адрес $Cx, поэтому он работал в любом слоте, в котором использовалась карта.
Таким образом, каждый слот имел дополнительные 2 КБ пространства ПЗУ для использования, пространство от $C800 до $CFFF переключалось для каждой карты, когда она использовалась. Аппаратный флаг на каждой карте может быть установлен, чтобы указать, что код в этом пространстве памяти будет использоваться для этой карты. Этот аппаратный флаг устанавливается, когда выбрана линия ввода/вывода на этой карте (хотя он не применяется к карте, используемой в слоте 0). При доступе к адресу $CFFF этот аппаратный флаг сбрасывается, делая пространство $C800-$CFFF доступным для других плат. Часто на карту записывался код, чтобы попасть в эту ячейку памяти, прежде чем пытаться ее использовать, чтобы убедиться, что она была отключена с последней карты, которая использовала это пространство.
Память от $D000 до $D7FF и от $D800 до $DFFF была пуста на всех ранних компьютерах Apple II. На материнской плате было два пустых разъема, в которые пользователь мог вставлять свои собственные микросхемы ПЗУ. Пространство от $D000 до $D7FF чаще всего использовалось подключаемым чипом ПЗУ, продаваемым Apple, известным как «Помощь программисту № 1». Он содержал различные утилиты для программистов на Integer BASIC, в том числе подпрограммы машинного языка для выполнения следующих действий:
- Перенумерация программ BASIC
- Добавление одной программы BASIC в конец другой
- Проверить программу BASIC, которая была сохранена на ленте (чтобы подтвердить правильность сохранения)
- Проверить непрограммные данные, которые были сохранены на ленте
- Переместите подпрограммы на ассемблере в другое место в памяти (большинство из них будет выполняться только в одном месте в памяти)
- Проверка оперативной памяти Apple II
- Генерация музыкальных тонов через встроенный динамик
- Работа с графикой высокого разрешения на BASIC, включая код для очистки экрана высокого разрешения, установки цветов, точек и линий графика, рисования фигур и загрузки фигур с ленты.
Все подпрограммы в ПЗУ Programmer’s Aid #1 были написаны Возняком в период с июня 1977 г. (процедура тестирования ОЗУ) по апрель 1978 г. (перенумерация и добавление программ), за исключением музыкальной подпрограммы, написанной Гэри Шенноном.
Другой пустой разъем ПЗУ (охватывающий память от $D800 до $DFFF) никогда не заполнялся Apple. Различные сторонние поставщики продавали ПЗУ для этого сокета (или для сокета $D000-$D7FF, используемого ПЗУ Programmer’s Aid #1), но ни один из них не предпринял достаточно усилий, чтобы сохранить его в файле INTBASIC, который позже будет включен в системный мастер-диск DOS 3.3. На самом деле пространство $D800-$DFFF в файле INTBASIC на этом диске содержит образ того же пространства, взятого непосредственно из Applesoft ROM! Конечно, для Integer BASIC это совершенно бесполезно, но файлы на диске таковы, каковы они есть, Apple пришлось заполнить это пространство что-то .
Интерпретатор Integer BASIC располагался в пространстве ПЗУ между $E000 и $F7FF. Однако BASIC использовал пространство только до $ F424. Между $F425-$F4FB и $F63D-$F65D можно было найти математический пакет для вычислений с плавающей запятой, который не использовался Integer BASIC, но был доступен для BASIC-программистов, достаточно проницательных, чтобы понять, как он работает. (Ранняя группа пользователей Apple, Apple Pugetsound Program Library Exchange, или A.P.P.L.E., продавала кассету и заметки Стива Возняка под названием «Wozpak», в которых задокументированы некоторые секреты Integer BASIC ROM.)
Programmer’s Aid #1 ROM Manual
Между $F500-$F63C находился код, известный как «миниассемблер», который запускался со зловещего адреса $F666. Миниассемблер позволял вводить короткие программы на машинном языке, используя стандартную мнемонику 6502, вместо того, чтобы вводить программу побайтно в монитор. (Эти мнемоники представляли собой трехбуквенные коды, которые относились к определенному типу операции; например, «LDA #» представлял код операции 6502 $A9.) Пространство $F689-$F7FC содержало интерпретатор SWEET 16 Воза. Возняк написал SWEET 16 для имитации 16-битного процессора; это упростило некоторые подпрограммы, которые он написал для ПЗУ Apple II, в том числе подпрограммы Programmer’s Aid # 1 для перенумерации, добавления и перемещения. Проще говоря, он взял серию шестнадцатеричных байтов, определил их как «коды операций» способом 9.0188 он хотел, чтобы они функционировали, и при выполнении кода использовал свой интерпретатор SWEET 16 для перевода кода в допустимые 6502 операции. Он работал медленнее, чем стандартный код 6502, но когда объем памяти был в дефиците, лучше иметь медленную программу, чем вообще не иметь достаточно места для программы.
Для тех, кто ведет счет, в последней части Integer ROM есть несколько байтов без ссылок. Эти байты содержали байты-заполнители, которые не использовались как какой-либо программный код. [12] , [13] , [14]
Последняя часть памяти Apple II, начиная с $F800-$FFFF, содержала уже рассмотренную выше программу Возняка Monitor.
ПРИМЕЧАНИЯ
- [1] Конник, Джек. «… А потом была Apple». Call-A.P.P.L.E. Октябрь 1986: 24.↩
- [2] —–, «Организация памяти», Справочное руководство Apple II . Купертино, Калифорния, Apple Computer, Inc., 1979, 1981: 70-73.↩
- [3] Голдинг, Вэл Дж. «Applesoft снизу вверх». Call-A.P.P.L.E. Подробно #1 1981: 8.↩
- [4] Мориц, Майкл. Маленькое Королевство . Нью-Йорк, Уильям Морроу и компания, Inc, 1984: 157. ↩
- [5] Возняк, Стив и Аллен Баум, «Диассемблер 6502 от Apple», Журнал компьютерной гимнастики и ортодонтии доктора Добба, (19 сентября)76), 22-25.↩
- [6] Телетайп был особой маркой электромеханической пишущей машинки, разработанной в начале 20-го века для работы в качестве печатной телеграфной системы.