Apple операционные системы: Определение версии macOS, установленной на компьютере Mac

Содержание

Операционные системы Mac OS и IOS

1. Операционные системы Mac OS и IOS

Mac OS (Macintosh Operating System) — семейство проприетарных операционных
системпроизводства
корпорации
Apple.
Разработана
для
линейки персональных компьютеровMacintosh. Популяризация графического интерфейса
пользователя в современных операционных системах часто считается заслугой Mac OS.
Она была впервые представлена в 1984 году вместе с персональным
компьютером Macintosh 128K.
Apple хотела, чтобы Macintosh представлялся как «компьютер для всех остальных»[1][2][3].
Сам термин «Mac OS» в действительности не существовал до тех пор, пока не был
официально использован в середине 1990-х годов. С тех пор термин применяется ко всем
версиям операционных систем Макинтоша как удобный способ выделения их в контексте
других операционных систем.
Ранние версии Mac OS были совместимы только с компьютерами Mac, основанными
на процессорах Motorola 68k. Последующие версии были совместимы с
архитектурой PowerPC (PPC).
Рабочий стол
Появление операционной системы Mac OS относится к 1984 году, когда компания Apple Computer
представила ЭВМ Macintosh. Новинка обладала уникальными для того времени возможностями пользователи управляли своим компьютером не только вводимыми с клавиатуры командами и
инструкциями, но и с помощью нового в те времена устройства, названного мышью. Мышь управляла
указателем (курсором), который, в свою очередь, на экране монитора управлял видимыми
графическими объектами — папками, ярлыками файлов и т.д. Кроме того, операционная система Mac OS
впервые использовала всем знакомый сегодня оконный интерфейс, который предназначался для
представления и организации информации.
Система Mac OS была основана на прототипе графического интерфейса пользователя,
позаимствованным руководством Apple в исследовательском центре Xerox PARC. Разработчики Macintosh
использовали некоторые идеи прототипа Xerox, доработав и расширив их, добавив собственные.
Mac OS X — операционная система, основанная на микроядре Mach (применяется для решения задач с
использованием распределенных вычислений) и ряде подсистем BSD 4.4 (используется для
распространения программного обеспечения в исходных кодах для обмена опытом между учебными
заведениями), выпускается для компьютеров Macintosh на базе процессоров PowerPC и Intel. Mac OS X
является POSIX-совместимой операционной системой, то есть может использовать набор стандартов,
описывающих интерфейсы между операционной системой и прикладной программой.
Mac OS X значительно отличается от предыдущих версий Mac OS. В основе системы лежит Darwin — открытая
POSIX-совместимая операционная система, выпущенная Apple Inc. в 2000 году. Данная ОС совмещает в себе
код, написанный самой Apple, с кодами, полученными от систем NeXTSTEP, FreeBSD, а также свободных
программных проектов. В общих чертах Darwin является набором основных компонентов, используемых как в
Mac OS X (компьютеры и ноутбуки Mac), так и в iPhone OS (телефоны).
Если сравнивать Mac OS с основным конкурентом ОС Windows от Microsoft, то можно выделить несколько
основных отличий.
Во-первых, надежность и стабильность работы операционной системы. В этом отношении лидерство можно
отдать Apple. Дело в том, что Mac OS создана непосредственно для компьютеров Macintosh, что говорит об их
полной совместимости. Таким образом, компьютер Apple под управлением Mac OS не дает сбоев, загрузка
приложений осуществляется быстрее. Стоит также отметить, что отсутствие в Mac OS системного реестра
снимает массу проблем, которые в ПК под управлением Windows зачастую приводят к переустановке системы.
Профессионалы в области видео, дизайна, компьютерной графики выбирают именно Apple Macintosh, так как
данные машины и их операционная система надежны.
Во-вторых, Mac OS отличается более интересным и практичным дизайном, что можно описать фразой «Ничего
лишнего». На высоте и удобство использования системы — юзабилити (usability). По словам Билла Гриббонса
(Bill Gribbons), доктора наук, специализирующегося на влиянии человеческого фактора в информационном
дизайне университета Бентли (Bentley), подход Apple к разработке продукта — это то, что отличает их от
Microsoft. Он также подчеркнул, что Microsoft не всегда фокусируется на технологии, в Windows не всегда
лучший комфорт в работе для пользователей, и не всегда легко изучаемый продукт, который не всегда
отвечает запросам пользователей.
Кроме того, Mac OS проста в установке и удалении приложений. Так, например, инсталляция большинства
программ под оперативную систему компании Apple осуществляется гораздо проще, чем под Windows. В среде
Mac OS программа предстает перед пользователем в виде единственного объекта — так называемого «пакета»
(bundle), причем для установки достаточно просто перетащить значок «пакета» в любую папку или запустить
его прямо с диска. При таком способе установки программа не оставляет следов в системном реестре
(поскольку в Mac OS его нет) и папках общего пользования. Лишь единичные программы (в основном, такие
«монстры», как Adobe Creative Suite или Microsoft Office) используют привычные для пользователей Windows
ин¬сталляторы.
Кроме того, компьютеры под управлением Mac OS практически не подвержены заражению вредоносным ПО и
устойчивы к несанкционированному доступу к личной информации.
Однако по мере роста доли компьютеров Apple на рынке, все меньше и меньше приходится говорить о
надежной защите Mac OS X. В этой связи с каждым днем увеличивается и активность хакеров, которые
пытаются взломать защиту Mac OS X. На сегодняшний день последним сигналом стало появление Трояна Puper
— программы, которая выдает себя за видео-модуль для несуществующей системы MacCinema. При просмотре
данных «троянец» представляется как образ диска, после запуска которого создается видимость
устанавливаемого программного обеспечения. Когда установка завершается, компьютер заражается
вредоносным скриптом под названием AdobeFlash. Каждые пять часов скрипт пытается «прорваться» наружу,
чтобы загрузить и запустить другие вредоносные программные модули на системе.
Есть у Mac OS X и определенные недостатки, которые, в том числе, связаны и с достоинствами данной
операционной системы. Использование надежных технологий и оригинального дизайна сказывается и на
стоимости, как компьютера, так и самой ОС — как правило, она на порядок выше стоимости ПК под
управлением Windows. Кроме того, у Apple отсутствуют компьютеры средней производительности, так как
компания сосредоточена на выпуске мощных машин для выполнения профессиональных задач, что сужает
целевую аудиторию. Из-за этого Apple вынужден держать и высокую стоимость своих продуктов.
iOS
(до
24
июня
2010
года

iPhone
OS)

операционная
система для смартфонов, электронных планшетов и носимых проигрывателей,
разрабатываемая и выпускаемая американской компанией Apple. Была выпущена в 2007
году; первоначально — для iPhone и iPod touch, позже — для таких
устройств,как iPad и Apple TV. В отличие от Windows Phone (Microsoft) и Android (Google),
выпускается
только
для
устройств,
производимых
фирмой
Apple.В
iOS
используется ядро XNU, основанное на микроядре Mach и содержащее программный код,
разработанный компанией Apple, а также код из ОС NeXTSTEP и FreeBSD. Ядро iOS почти
идентично ядру настольной операционной системы Apple macOS (ранее называвшейся
OS X). Начиная с самой первой версии, iOS работает только на планшетных
компьютерах и смартфонах с процессорами архитектуры ARM.
Операционная система iPhone OS была представлена 9 января
2007 года совместно с мобильным телефоном iPhone лично
Стивом Джобсом на выставке-конференции Macworld Conference &
Expo и выпущена в июне того же года[2]. Apple не предполагала
отдельного названия для операционной системы, поэтому
первоначальный слоган звучал так: «iPhone работает на OS X»[3].
Первый выпуск29 июня 2007 года
Последняя версия10.2.1
• 9.3.5 для iPhone 4S, iPod touch 5G, iPad 2, iPad 3, iPad mini 1;
• 7.1.2 для iPhone 4
• 6.1.6 для iPod touch 4G, iPhone 3GS;
• 5.1.1 для iPad 1, iPod touch 3G;
• 4.2.1 для iPhone 3G, iPod touch 2G;
• 3.1.3 для iPhone 2G, iPod touch 1G
Частота обновления финальных версийраз в год
Последняя тестовая версия10.3 beta 4[1] (27 февраля 2017)
Рабочий стол iPhone
e
Преимущества iOS
(В сравнении с Android — наиболее популярной из мобильных платформ)
Автоматическое обновление платформы
Порядок вещей с обновлением операционной системы на Android и iOS сложился совершенно по-разному.
Если про девайсы, работающие на базе Android, нельзя сказать твердо, что все они обновлены, то у i-гаджетов
этот процент достигает почти все 100%. Если проанализировать всю массу Android-устройств, часть из них
только имеет доступ к версии 4.0, остальные работают на версии 2.3, и еще четверть получила право
пользоваться последним программным обеспечением. Откуда такая дифференциация?
У Apple в этом плане все гораздо проще и обоснованнее. 89,2% устройств сегодня «сидят» на последнем билде
iOS 6. Кстати, компания Microsoft решила взять пример с Apple и сделала аналогичную систему обновления
ОС. iOS-пользователям везет больше!
Высокий уровень безопасности от вредоносного программного обеспечения
Кто-то считает это плюсом, кто-то минусом — iOS для стороннего софта сегодня закрыла свои двери, чего не
скажешь об Android. Плюс все приложения проходят жесткий контроль, прежде чем попасть в магазин
приложений App Store. Как и любая другая система iOS, не лишена наличия уязвимостей, но инженеры из
Купертино заботятся о своем потребителе и устраняют ошибки, выпуская вовремя новые билды.
.Производительность
Операционная система обладает высокой производительностью и стабильности и это не выдуманное мнение, а мнение
общества, к которому пришли изучив различные форумы, отзывы знакомых, сервисов на подобии вопросов и ответов.
Долгое время работы от аккумуляторной батареи
В отличии от операционной системы Android — в iOS получилось реализовать высокий процент экономии энергии.
Пользователи Android считают, что их платформа не полностью отлажена в плане использования энергии аккумуляторной
батареи. Известно, при работе Android разряжает батарею очень быстро. Чтобы управлять данным процессом, нужно
обращаться к специальным ухищрениям, на что тратится немало времени. Пользователи iPhone точно знают, сколько их
устройство живет. Проблем с зарядом у «яблочной» продукции точно нет.
Правильная многозадачность
Платформа iOS отличается удачно реализованной многозадачностью. Без каких-либо сложностей можно свернуть и
развернуть утилиту. Самое главное заключается в том, что свернутые программы не оказывают воздействия на
операционную систему и не снижают заряд батареи. Еще неоспоримым преимуществом является тот факт, что каждый
активный процесс легко закрывается за несколько движений Удобная работа с инструментами беспроводной связи.
В iOS используется доступ к сети через Wi-Fi. Поэтому устройство без сторонней помощи определяет, что нужно включать.
Когда вблизи нет Wi-Fi, начинает действовать мобильная технология передачи информации, которая отключается в
автоматическом режиме, если не используется.
Простота освоения
Смартфоны iPhone и планшеты iPad прекрасно работают «из коробки». Пользователь приобретает определенный девайс,
открывают и начинают использовать. Дополнительно можно установить необходимые приложения. Все это делать очень
легко и понятно. Разобраться в действиях сможет даже новичок.
Сервис iTunes увеличивает эффективность защиты
Постоянно Apple жалуются, что iPhone или iPad без сервиса iTunes значат «ноль». Пользователям не могут установить
произвольное приложение в выбранную папку, так как доступ просто закрыт.
UNIX — семейство переносимых, многозадачныхи многопользовательских операционных
систем.Идеи, заложенные в основу UNIX, оказали огромное влияние на развитие
компьютерных операционных систем. В настоящее время UNIX-системы признаны одними
из самых исторически важных ОС.
Первая система UNIX была разработана в подразделении Bell Labs компании AT&T. С тех пор было создано
большое количество различных UNIX-систем. Юридически право называться «UNIX» имеют лишь те
операционные системы, которые прошли сертификацию на соответствие стандарту Single UNIX
Specification.[1] Остальные же, хотя и используют сходные концепции и технологии, называются UNIXподобными операционными системами(англ. UNIX-like). Для краткости, в данной статье под UNIX-системами
подразумеваются как истинные UNIX, так и UNIX-подобные ОС.
ОсобенностиПравить
Основное отличие UNIX-подобных систем от других операционных систем заключается в том, что это
изначально многопользовательские многозадачные системы. То есть в один и тот же момент времени сразу
множество людей может выполнять множество вычислительных задач (процессов). Даже популярную во всём
мире систему Microsoft Windows нельзя назвать полноценной многопользовательской системой, так как кроме
как на некоторых серверных версиях, в один и тот же момент за одним компьютером с Windows может
работать только один человек. В Unix может работать сразу много людей, при этом каждый из них может
выполнять множество различных вычислительных процессов, которые будут использовать ресурсы именно
этого компьютера.
Вторая колоссальная заслуга Unix в её мультиплатформенности. Ядро системы написано таким образом, что
его легко можно приспособить практически под любой микропроцессор.
UNIX имеет и другие характерные особенности:
•использование простых текстовых файлов для настройки и управления системой;
•широкое применение утилит, запускаемых из командной строки;
•взаимодействие с пользователем посредством виртуального устройства — терминала;
•представление физических и виртуальных устройств и некоторых средств межпроцессового взаимодействия в
виде файлов;
•использование конвейеров из нескольких программ, каждая из которых выполняет одну задачу.
Применение
В настоящее время UNIX-системы распространены в основном среди серверов, а также как встроенные
системы для различного оборудования. Среди ОС для рабочих станций и домашнего применения UNIX и UNIXподобные ОС занимают после Microsoft Windows второе (macOS), третье (GNU/Linux) и многие последующие
места по популярности.
Первоначально UNIX была разработана в конце 1960-х годов сотрудниками Bell Labs, в первую очередь Кеном
Томпсоном, Деннисом Ритчи и Дугласом Макилроем.
В 1969 году Кен Томпсон, стремясь реализовать идеи, которые были положены в основу Multics, но на более
скромном аппаратном обеспечении (DEC PDP-7), написал первую версию новой операционной системы для этих
мини-компьютеров 70-х (в СССР его аналоги, выпускавшиеся Министерством электронной промышленности, был
известны как СМ ЭВМ и «Электроника», позже ДВК, производились в Киеве, Воронеже, Зеленограде). Эта версия
получила название «первая редакция» (Edition 1) и была первой официальной версией. Системное время все
реализации UNIX отсчитывают с 1 января 1970 года.
Первые версии UNIX были написаны на ассемблере и не имели встроенного компиляторас языком высокого уров
В 1973 году вышла третья редакция UNIX, со встроенным компилятором языка Си. 15 октябрятого же года
появилась четвёртая редакция, с переписанным на Си системным ядром (в духе системы Multics, также
написанной на языке высокого уровня ), а в 1975 — пятая редакция, полностью переписанная на Си.
С 1974 года UNIX стал распространяться среди университетов и академических учреждений. С 1975
года началось появление новых версий, разработанных за пределами Bell Labs, и рост популярности
системы. В том же 1975 году Bell Labs выпустила шестую редакцию, известную по широко
разошедшимся комментариям Джона Лайонса.
К 1978 году система была установлена более чем на 600 машинах, прежде всего, в
университетах[источник не указан 2457 дней]. Седьмая редакция была последней единой версией UNIX. Именно в ней
появился близкий к современному интерпретатор командной строки Bourne shell.

История операционных систем Apple. Часть 1. Дографическая эпоха / Хабр

Начинаю перевод весьма основательного труда Амита Сингха по истории операционных систем Apple. Часть картинок добавлена при переводе для наглядности. Планирую 3 или 4 части, смотря как будет получаться по объему. В этой части посмотрим, что было до Macintosh и Apple Lisa.

Первые байты кода


В конце 1975 года Стив Возняк завершил прототип компьютера, который вскоре станет известен как Apple I. Возняк в то время работал в НР. Но этот проект был им неинтересен, так что он попросил дать им вольную. 1 апреля 1976 года Стив Джобс, Стив Возняк и инженер из Atari Рональд Уэйн основали Apple. Первым продуктом под этим именем был компьютер Возняка.

Apple I


Apple I был основан на 8-битном процессоре MOS Technology 6502, с частотой меньше 1 МГц. Это был упрощенный вариант более дорогого чипа Motorola 6800. Примерно аналогичным по параметрам был и Intel 8080, но он при этом был дороже. У компьютера был встроенный выход на телевизор, разъемы для 8 Кб памяти, интерфейсы клавиатуры и кассетного магнитофона. Корпус, БП, клавиатура и телевизор в комплект не входили, покупатель должен был раздобыть их самостоятельно.


Apple I подключался к телевизору через антенный вход и мог отображать 24 строки по 40 символов. Стартовая цена была 666 долларов 66 центов, в комплект, кроме материнской платы, входили 4 Кб памяти и кассета с Apple BASIC.


Операционной системы как таковой у Apple I не было, зато была прошивка под названием System Monitor. Размер ее был всего 256 байт, не Кб. Она позволяла работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, смотреть содержимое памяти, набирать и запускать программы, и так далее.

По сравнению с UNIX (шестое издание на то время, см. habrahabr.ru/post/194160), назвать прошивку Apple I операционной системой не поворачивается язык. С другой стороны, UNIX-совместимый компьютер стоил тогда десятки тысяч долларов. Намного более дешевый Apple I был предназначен для широких масс

гиков

любителей.

Apple II


Apple I был на конвеере меньше года, зато следующая модель, Apple II, прожила намного дольше. Apple II основан на том же процессоре 6502, но проектировался Возняком как интегрированный компьютер. Клавиатура была встроена прямо в корпус. Это был первый ПК, способный работать с цветной графикой.

Линейка Apple II была довольно разнообразной: Apple II+, IIe, IIc, IIc+, IIe Enhanced, IIe Platinum, и наконец 16-битный IIgs в 1986 году. (IIgs тут не вполне уместен, потому что был сделан на новой платформе и новом процессоре, но умел работать в режиме совместимости с старыми Apple II — прим. перев.) Некоторые из этих моделей также были проапгрейжены в ходе выпуска.

Для Apple II было создано несколько операционных систем.

Apple DOS


Вскоре после релиза Apple II в 1977 году стало очевидно, что без дисковода компьютер жить не будет. Возняк разработал прекрасный флоппи-дисковод Disk II. (этот эпизод хорошо описан в мемуарах Возняка. Очень рекомендую — прим. перев.) К дисководу понадобилась и дисковая операционная система. Первая версия Apple DOS 3.1 (не только Windows NT начала нумерацию с тройки — прим. перев.) вышла в июле 1978 года.


Никакого отношения к еще не вышедшей MS-DOS система не имела. В то время диски были роскошью, поэтому абрревиатура DOS активно использовалась для пиара, примерно как сегодня приставка i.

Такая странная нумерация получилась из-за того, что один из программистов, Пол Лафтон, фактически заменил номер версии номером билда. Все началось с 0.1, а бета-версия была под номером 3.0.

Apple Pascal


p-System была разработана в Университете Калифорнии и Сан-Диего (UCSD) и пользовалась большой популярностью в 70-х и начале 80-х годов. Это была портируемая операционная система, де-факто — виртуальная машина, выполняющая байткод p-code. Самый популярный язык разработки — UCSD Pascal. В Apple его модифицировали для Apple II. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты UCSD, разработали интерпретатор для 6502 летом 1978 года. В 1979 году на базе этой разработки вышел Apple II Pascal. Apple Pascal выпускался пять лет.

Apple CP/M


Microsoft разработал сопроцессорную плату Softcard в 1980 году. Изначально она называлась Microsoft Z-80 SoftCard, но потом ее переименовали во избежание судебной тяжбы с Zilog. Карта позволяла запускать на Apple II программы для процессора Z-80 и ОС CP/M. В те годы под нее было много софта. Из полезного и популярного можно вспомнить dBase и WordStar.


Были и другие сопроцессорные карты, с поддержкой различных процессоров. Карта Stellation Mill с процессором Motorola 6809 позволяла запускать на компьютерах Apple операционную систему реального времени OS-9.

Apple SOS


Apple III выпустили в 1980 году для бизнес-пользователей. Новая ОС, SOS, официально получила свое название из-за сложности и продвинутости (Sophisticated Operating System), но реально один из разработчиков увековечил имя своей дочери — Sara’s Operating System. Каждая программа загружала в память также и операционную систему. На диске было ядро SOS.kernel, интерпретатор SOS.Interp и набор драйверов SOS.Driver.


SOS эволюционировала в Apple ProDOS.

Apple ProDOS


На смену Apple DOS 3.3 в октябре 1983 года пришла ProDOS 1.0, основанная на SOS. В новой системе было удобней программировать на Бейсике, ассемблере и прямо в кодах. В SOS улучшили работу с прерываниями, ускорили и упростили доступ к диску, и внесли множество других улучшений. Также появилась иерархическая файловая система с такими возможностями:

  • Поддержка нескольких логических томов на одном физическом носителе
  • Поддержка до 20 разных типов файлов, 10 из них доступны для назначения пользователем
  • До восьми открытых одновременно файлов
  • Любое количество файлов в подкаталоге. Хотя в корневом каталоге могло быть не более 51


После выхода 16-битного Apple IIGS ProDOS версии 1.1.1 на тот момент разделили на 8-битную ветку ProDOS 8 и 16-битную ProDOS 16.

Поиск источников вдохновения


В 1984 году Apple выпускает Macintosh, а в 1983 — Apple Lisa. Здесь будет уместно вернуться в 1968 год. До появления UNIX, до основания Apple и Microsoft. За 17 лет до выхода Windows 1.0.

NLS: oNLine System


9 декабря 1968 года в Сан-Франциско на конференции FJCC (Fall Joint Computer Conference) Дуглас Энгельбарт представил NLS. Он с 1962 года создавал ее с 17 сотрудниками в Исследовательском центре дополненной реальности в Стенфордском исследовательском институте в Калифорнии. Это был прорыв и переполнение количества инноваций на единицу времени.

Дадим слово самому Энгельбарту.

Суть этого проекта вкратце такова: представь, что у тебя в офисе есть компьютер с экраном, который работает на тебя весь день и моментально откликается на твои действия. Сколько можно было бы дополнительно заработать с таким помощником? Мы стремились именно к такой картине.

Мышь


Энгельбарт показал первую мышь. Указывающее устройство с тремя кнопками и пятном-”жучком” на экране. Снизу была два перпендикулярных колеса, на каждом по потенциометру. Если возить мышкой по поверхности, жучок на экране ползает соответственно перемещению.

Аккордная клавиатура


Другая новинка на этой презентации — пятипальцевая аккордная клавиатура. Она позволяет вводить 2**5-1 = 31 символ. Минус единица сооветствует всем ненажатым клавишам.

Работа с документами


Энгельбарт показал, что текст можно вводить, перетягивать, копипастить, форматировать, прокручивать, иерархически группировать, и так далее. Созданный текст можно сохранить в файле с метаданными типа имени автора и времени создания. Если использовать мышку, то все это несложно и быстро. Энгельбарт называл общий механизм всего этого view control.

Система была удобна для написания кода. Блоки кода можно было сворачивать, работало автодополнение. Также поддерживалась разметка, которая позволяла форматировать документ в соответствии с назначением, например для печати.

Гипертекст и карты изображений


С помощью гипертекста Энгельбарт реализовал переходы между фрагментами текста. Это может быть переход к результату поиска или просто переход по видимой или невидимой гиперссылке.

Система также поддерживала рисование. В картинки тоже можно было встраивать гиперссылки на манер современных карт изображений, image map.

Слово “гипертекст” придумал Тед Нельсон, а саму идею приписывают Ванневару Бушу. Он был советником по науке Франклина Рузвельта, и в 1945 году предложил ассоциацию вместо индексирования как способ связи фрагментов информации.

Поиск


Был реализован мощный инструментарий поиска с весами ключевых слов и выводом результата в виде гипертекста.

Окна


Экран можно было разделить на две части, одна из которых статичная, а вторая интерактивная. Например, при чтении мануала появилось непонятное слово. Можно было открыть во втором окне словарь и уточнить его значение. В целом, это было похоже на HTML-фреймы.

Совместная работа


Также можно было совместно работать над документами, править чужой текст, оставлять заметки соавторам — почти как Гитхаб.

Также можно было оставить сообщение конкретному человеку, а не пользователю вообще. Программируемый фильтр позволял показывать разное содержимое файла различным пользователям.

Интерактивная совместная работа


А еще показывали живую видеоконференцию. Можно было даже показывать удаленным пользователям одно и то же изображение на экране, но предоставить разные права доступа. Например, один редактирует, а второй наблюдает в рид-онли.

Результат


Энгельбарт утверждал, что такая система позволит пользователям эффективно справляться со сложной информацией, в которой контент представляет собой концепции. NLS должна была стать инструментом для навигации по структурам, которые не могут быть отображены простым текстом.

Энгельбарт также работал над созданием ARPANet. В планах был специальный сервис для работы с актуальной информации о сети и ответов на вопросы типа “Кто предоставляет этот сервис?”, “Какой протокол мне надо использовать?”, “Какие хосты онлайн, а какие отключены?”.

Активно использовалась концепция бутстрепинга. Краткий смысл: “Мы создаем этот инструмент, чтобы с его помощью создать еще лучшие инструменты”.

Даже такие инновации не спасли NLS. Институт прекратил финансирование. Многие разработчики перебрались в новый проект Xerox PARC, где они планировали создать распределенную сетевую версию NLS. Энгельбарт ушел в телефонную компанию Tymshare. По иронии судьбы, его офис был недалеко от Apple.

Smalltalk


Разработка Xerox PARC очень сильно изменила подход к компьютерным интерфейсам вообще. Первую версию Smalltalk выпустили на PARC в 1972 году. Это был первый полностью объектно-ориентированный язык. В основе лежал язык Simula. Была также среда разработки с оконным интерфейсом. На Smalltalk написали много чего интересного для той платформы: WYSIWYG редактор, софт для захвата и редактирования звука, анимации и так далее.

Позже, глядя на Smalltalk, разработали язык Objective-C. Главный разработчик Smalltalk Алан Кей был основателем проекта PARC. В конце 60-х он предложил идею чего-то в духе современного КПК под названием Dynabook. Позже он работал во многих крупных компьютерных компаниях, включая Apple, на должности главного по науке.

Xerox Alto


В Xerox не забывали и о персональных компьютерах в сегодняшнем смысле этого слова. В результате получился Xerox Alto. У него был 16-битный процессор, вертикальный экран с разрешением 606х808, клавиатура обычная и аккордная, трехкнопочная мышь с шаром и красивый корпус. Были в наличии интерфейсы для принтера, плоттера, Ethernet со скоростью 2. 94 Mbps. Поддерживалась сеть и сетевая печать, но не было виртуальной памяти. В 1979 году в эксплуатации было около 1500 станций Alto. Они продавались и сторонним покупателям.

Alto OS


Был встроенный эмулятор стандартного набора команд, который выполнялся с наименьшим приоритетом. Он выполнялся из ROM. (< — этот фрагмент мне не понятен, дополнительные источники ничего внятного не говорят — прим. перев.) Другие стандартные задачи включали в себя низкоуровневые драйвера диска, сети, памяти, экрана, включая развертку и курсор.

ОС была написана на языке BCPL. Дебаггер под названием Swat (руки чесались перевести как ОМОН, но сдержался — прим. перев.) позволял сохранить состояние машины в Swatee-файл для отладки. Было некое подобие шелла, Alto Executive. Его сетевая версия NetExec могла загружать программы с сервера по Ethernet вместо локального диска.

Приложения


Их было много, и они были полезные. Краткий список: текстовый процессор Bravo, менеджер сообщений Laurel, иллюстратор документов Markup, векторный редактор Draw, файловый менеджер Neptune, я зыки программирования Mesa (вариант Паскаля), Smalltalk, Lisp.

Эти приложения довольно продвинутые, даже при взгляде из будущего. В редакторе Draw экран был разделен на несколько областей: меню кистей, команд, шрифтов, само изображение, заголовок и окно сообщений. Officetalk, редактор форм, позже включили в офисную систему STAR System. Туда же вошли многие наработки по интерфейсам. Сетевые возможности включали в себя FTP и Telnet.

Xerox STAR System


Xerox представил новую систему 8010 STAR Information System на торговой выставке в Чикаго в апреле 1981 года. Железо было обновлено по сравнению с Alto, но отличия были в основном количественные. Главная фишка — интерфейс разработали до железа и софта.

Интерфейс STAR был основан на виртуальных метафорах к обычным офисным реалиям: бумаге, папкам, картотекам, почтовым ящикам, калькуляторам,

котикам

. Позже это все перетекло в многочисленные подражания. Примеры:

  • Был рабочий стол с иконками документов, папок и почтовых ящиков
  • Иконки открывались или запускались по щелчку. Поддерживались почти все функции из нынешнего меню правой кнопки мыши в Windows.
  • У окон были заголовки с именем, контекстным меню и контекстной помощью. При необходимости появлялись полосы прокрутки. В целом интерфейс был заточен на тайловые окна, без перекрывания.
  • Были развиты способы визуализации работы с текстом, например инструментарий поиска с кучей опций.

В следующей серии будут Маки эпохи Моторолы 68k и ранних PowerPC.

Каждая версия операционной системы Mac по порядку

На данный момент Apple производит компьютеры уже несколько десятилетий, и столько же времени она выпускает для них операционные системы. От первого графического пользовательского интерфейса в 1984 году до macOS Ventura в 2022 году история операционных систем Mac длинна и разнообразна.

Чтение этой истории — отличный способ увидеть, как далеко мы продвинулись с Mac и насколько Apple выросла как компания. Мы изложили историю ниже, и мы надеемся, что чтение поможет вам оценить этот рост так же, как и для нас!

Список всех версий Mac OS X и macOS по порядку

В качестве краткого обзора, вот все версии Mac OS X и macOS в порядке их выпуска:

  • Mac OS X Public Beta Kodiak (2000 г.)
  • Mac OS X 10.0 Cheetah (2001 г.)
  • Mac OS X 10.1 Puma (2001 г.)
  • Mac OS X 10.2 Jaguar (2002 г.)
  • X

    3 Mac OS (3 Panther) )

  • Mac OS X 10.4 Tiger (2005 г.)
  • Mac OS X 10.5 Leopard (2007 г.)
  • Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009 г.)
  • Mac OS X 10.7 Lion (2011 г.)
  • Mac OS X 10.8 Mountain Lion (2012 г.)
  • Mac OS X 10.9 Mavericks (2013 г.) 2014)
  • Mac OS X 10.11 El Capitan (2015)
  • macOS 10.12 Sierra (2016)
  • macOS 10.13 High Sierra (2017)
  • macOS 10. 14 Mojave (2018)
  • macOS 10.15 Catalina (2019)
  • macOS 11 Биг-Сур (2020)
  • macOS 12 Monterey (2021)
  • macOS 13 Ventura (2022)

Их было много! Ниже мы более подробно рассмотрим различные операционные системы, в том числе те, которые появились до перечисленных здесь.

Операционные системы до Macintosh

Изображение предоставлено Мэтью Пирсом/Flickr

Apple I, первый компьютер Apple, на самом деле не имел операционной системы. Он мог сохранять программы на кассеты, но именно Apple II имел внутреннюю дисковую операционную систему, которая могла упорядочивать, читать и записывать на дискеты.

Первой из этих систем была Apple DOS, а ее преемницей стала Apple ProDOS (также известная как ProDOS 8 и ProDOS 16 при обновлении).

Первой недисковой операционной системой Apple была GS/OS. В GS/OS был встроен Finder, и он мог поддерживать несколько файловых систем на диске.

ОС Apple III была Apple SOS, а Apple Lisa использовала ОС Lisa. Стив Возняк назвал Apple SOS «лучшей операционной системой на любом микрокомпьютере», а Lisa OS имеет защищенную память. Но последующие операционные системы оказались гораздо более эффективными.

Classic Mac OS

Изображение предоставлено: Marcin Wichary/Flickr

Компьютер Macintosh был выпущен в 1984 году с ОС, известной как Macintosh System Software, или System 1. System 1 помогла популяризировать графические пользовательские интерфейсы, когда люди нажимали на значки вместо того, чтобы вводить код, чтобы использовать свои компьютеры.

System 1 представила строку меню для компьютеров Apple вместе с приложениями «настольных принадлежностей», такими как калькулятор и будильник. System 2 была выпущена в 1985 году и добавила поддержку сетевых протоколов AppleTalk. System 3 и System 4 вышли в 1986 и 1987 соответственно, что позволило компьютерам Macintosh работать с большим количеством внешних устройств.

В конце 1987 года System Software 5, наконец, позволила пользователям Mac запускать более одного приложения одновременно, что было улучшено System Software 6 в 1988 году.

Большие изменения произошли, когда в 1991 году появилась System 7. В ней была поддержка виртуальной памяти, встроенная совместная многозадачность и добавленные псевдонимы. Он также добавил новые приложения и немного изменил пользовательский интерфейс.

Система именования Mac OS изменилась с обновлением до System 7. Это обновление называлось Mac OS 7.6, и тенденция именования «Mac OS» продолжится в Mac OS 8 и Mac OS 9.в 1997 и 1999 годах.

Mac OS 8 не сильно отличалась от 7 — она была названа 8, чтобы прекратить действие лицензий сторонних производителей на System 7 и остановить производство клонов Mac. Он добавил HFS+ и возможность клонирования файлов в фоновом режиме.

Mac OS 9 улучшила поддержку беспроводной сети и представила удаленную сеть, шифрование файлов на лету и раннюю версию многопользовательской поддержки.

Mac OS 9 завершила эру «классической» Mac OS, передав функции Mac OS X (X — римская цифра 10) и современной macOS.

Mac OS X и современные версии macOS в порядке

Изображение предоставлено Блейком Паттерсоном/Flickr

Легче обсудить основные моменты каждой версии по отдельности, чтобы понять эту эру операционных систем для Mac. Итак, приступим:

Общедоступная бета-версия Mac OS X Kodiak (2000 г.)

Выпущенный в 2000 году, Kodiak был продан пользователям, чтобы Apple могла получить отзывы о новом формате ОС. Бета-версия перестала работать, как только Cheetah появился на рынке.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2001 г.)

Несмотря на свое название, Cheetah была медленной ОС и не содержала большого количества приложений. Тем не менее, поскольку ошибки были исправлены, он стал прочной основой для новой линейки Mac OS X.

Mac OS X 10.1 Пума (2001)

Puma, выпущенный через шесть месяцев после Cheetah, добавил недостающие функции из 10.0, такие как воспроизведение DVD.

Через несколько месяцев после выхода Puma Apple объявила, что Mac OS X станет операционной системой по умолчанию для ее компьютеров. В то время обновление с классических версий Mac OS стоило пользователям денег, но, по крайней мере, обновление с Cheetah до Puma было бесплатным.

Mac OS X 10.

2 Ягуар (2002)

Jaguar имел лучшую производительность, чем его предшественники, и лучшую компоновку графики, что позволяло iChat и Address Book работать на Mac.

Лицо «Счастливый Mac» было удалено в этом обновлении через 18 лет. В будущем пользователи будут видеть логотип Apple при включении своего Mac.

Mac OS X 10.3 Пантера (2003)

Panther добавлен в Safari и FileVault, позволяет быстрее переключаться между пользователями и включает обновление Finder. Он также придал интерфейсу вид матового металла, что на какое-то время повлияло на будущий выбор дизайна.

Mac OS X 10.4 Tiger (2005)

Tiger мог работать только на компьютерах Mac со встроенным портом FireWire. Panther не работала над Power Macintosh и PowerBook; это означало, что еще больше компьютеров Apple теряли поддержку ОС.

Tiger добавил Spotlight, Dashboard, Smart Folders, Automator и VoiceOver, а также обновил Safari, Quicktime и Mail. Когда Apple начала создавать компьютеры Mac на базе процессоров Intel, Tiger работал на этих новых устройствах так же, как и на существующих компьютерах Mac PowerPC.

Mac OS X 10.5 Leopard (2007 г.)

Большое обновление Leopard могло работать на компьютерах PowerPC и Intel Mac, но для его установки и работы требовался процессор G4 с минимальной тактовой частотой 867 МГц и не менее 512 МБ ОЗУ. Это была последняя ОС, поддерживающая архитектуру PowerPC.

Программное обеспечение Apple для резервного копирования Time Machine, Spaces и Boot Camp были предустановлены в Leopard вместе с поддержкой 64-разрядных приложений. Новые функции безопасности и еще один новый внешний вид дополняют ОС.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009)

Изображение предоставлено iStore Guatemala/Flickr

Snow Leopard была последней ОС, доступной на диске. Apple выпускала будущие обновления программного обеспечения через Mac App Store, который был представлен в Mac OS X 10.6.6.

Snow Leopard не сильно изменился внешне, но он значительно ускорил резервное копирование Finder, Safari и Time Machine и занял меньше места на диске, чем предыдущие версии при полной установке.

Mac OS X 10.7 Лев (2011)

В Lion стало доступно больше мультитач-жестов, что позволяет использовать Launchpad на Mac для быстрого поиска и открытия приложений.

Lion также представил Mission Control, объединивший многие более ранние приложения, и позволяющий приложениям открываться в том же состоянии, в котором они были, когда были закрыты.

Mac OS X 10.8 Mountain Lion (2012)

На

Mountain Lion сильно повлияли обновления iOS. Apple добавила Game Center и Центр уведомлений на Mac вместе с приложениями «Напоминания», «Заметки» и «Сообщения».

Приложения, такие как iCal, обновлены до Календаря после обновлений iOS. Ко всему этому добавилась синхронизация большего количества приложений между устройствами iOS и Mac.

Mac OS X 10.9 Маверикс (2013)

В этой версии OS X Apple изменила свое соглашение об именах с больших кошек на калифорнийские регионы.

Mavericks увеличили время автономной работы и добавили на Mac еще больше приложений iOS, таких как iBooks и Apple Maps, с большей интеграцией iCloud.

Это обновление ОС было совершенно бесплатным, как и все обновления Mac OS по сей день.

Mac OS X 10.10 Yosemite (2014)

Благодаря функциям Continuity и Handoff компания Yosemite добилась еще большей интеграции между устройствами iOS и Mac. Теперь пользователи могли отвечать на звонки и текстовые сообщения, а также редактировать документы Pages и Numbers на любом устройстве Apple, которое они хотели.

Приложения для Mac, такие как iPhoto и Aperture, объединены в приложение Photos, что соответствует приложению iOS Photos, поскольку элементы пользовательского интерфейса Yosemite соответствуют элементам интерфейса iOS 7.

Mac OS X 10.11 Эль-Капитан (2015)

El Capitan усовершенствовал и улучшил функции, а не добавил новые. Некоторыми примерами этого были добавление вариантов общественного транспорта в Apple Maps и приложение Notes с обновленным пользовательским интерфейсом.

macOS 10.12 Сьерра (2016)

Mac OS X была официально переименована в macOS с обновлением Sierra. Sierra увидела, что Siri и Apple Pay пришли на Mac вместе с улучшениями iCloud, которые позволили большему доступу к файлам между Mac с одним и тем же Apple ID.

macOS 10.13 Высокая Сьерра (2017)

Благодаря High Sierra компьютеры Mac теперь могут поддерживать видео HEVC и другие формы виртуальной реальности. Многие приложения были обновлены, и Apple перевела Mac на файловую систему Apple (APFS), а также представила API Metal 2.

macOS 10.14 Мохаве (2018)

Темный режим и динамический рабочий стол появились вместе с Mojave, позволяя визуальным элементам операционной системы меняться в зависимости от времени суток. Apple также представила Stacks для организации рабочего стола в этой версии macOS.

macOS 10.15 Каталина (2019)

Catalina разделила iTunes на приложения «Музыка», «Подкасты» и «ТВ», а также переработала такие приложения, как «Книги» и «Локатор». Он также представил Sidecar, позволяющий пользователям использовать свои iPad в качестве вторых экранов или графических планшетов со своими Mac.

macOS 11 Big Sur (2020)

Поддержка 32-разрядных приложений была прекращена, когда macOS обновилась до Big Sur, что сделало некоторые старые приложения более непригодными для использования или вынудило пользователей обновляться до более поздних версий приложений.

Он также, наконец, изменил номер версии macOS с 10 на 11, и это изменение, похоже, продолжается.

macOS 12 Монтерей (2021)

Monterey включает множество новых функций, таких как SharePlay и Universal Control, а также ярлыки для Mac. Фокус и группировка вкладок в Safari значительно повысили производительность на Mac. Кроме того, такие функции, как Shared With You и Visual Look up, объединили устройства iOS, iPadOS и macOS больше, чем когда-либо.

macOS 13 Ventura (2022)

Изображение предоставлено Apple

Компания Ventura, выпущенная в 2022 году, представила новый инструмент повышения производительности Stage Manager, а также позволила пользователям Mac использовать iPhone в качестве веб-камеры с помощью функции Continuity Camera.

Функции macOS Monterey, такие как SharePlay и Handoff, также расширены в Ventura, а Mail наконец-то подвергся капитальному ремонту. В этой версии Apple также представила свое официальное приложение Weather для Mac.

компьютеров Mac прошли долгий путь за десятилетия

На компьютерах Apple за прошедшие годы было установлено множество различных версий операционных систем. Они отражают состояние компьютеров в то время и показывают, что может измениться в будущем.

Мы надеемся, что вы нашли его прогулку по истории поучительной и что вы в восторге от того, как далеко продвинулись Mac и компьютеры в целом всего за несколько десятилетий.

версий операционных систем Apple Mac OS в порядке (2022 г.)

На сегодняшний день компания Apple выпустила множество операционных систем для своих компьютеров. Они начинались как системное программное обеспечение или теперь известны как классическая Mac OS до 2001 года. Затем появилась «Mac OS X» до 2021 года, OS X до 2016 года и, наконец, теперь переименована в macOS до настоящего времени. Так много пользователей сбиты с толку версиями macOS, названными в честь больших кошек, а в последнее время их называют в честь мест из Калифорнии. Итак, сегодня давайте рассмотрим все версии операционных систем Apple Mac OS (macOS) по порядку.

Вот все версии операционных систем Mac OS (macOS) по порядку:

  • Grail1Z4 / Titan1U — Rhapsody Developer Release (31 августа 1997 г.) 27 7
  • Hera — Mac OS X Server 1.0 (16 марта 1999 г.)
  • Неизвестно — Mac OS X Developer Preview (16 марта 1999 г.)
  • Kodiak — общедоступная бета-версия Mac OS X (13 сентября 2000 г.)
  • Cheetah — Mac OS X 10.0 (24 марта 2001 г.)
  • Puma — Mac OS X 10.1 (25 сентября 2001 г.)
  • Jaguar — Mac OS X 10. 2 (24 августа 2002 г.)
  • Panther — Mac OS X 10.3 (24 октября 2003 г.)
  • Tiger — Mac OS X 10.4 (29 апреля 2005 г.)
  • Leopard — Mac OS X 10.5 (26 октября 2007 г.)
  • Snow Leopard — Mac OS X 10.6 (28 августа 2009 г.)
  • Лев — Mac OS X 10.7 (20 июля 2011 г.)
  • Mountain Lion — OS X 10.8 (25 июля 2012 г.)
  • Mavericks — OS X 10.9 (22 октября 2013 г.)
  • Yosemite – OS X 10.10 (16 октября 2014 г.)
  • El Capitan — OS X 10.11 (30 сентября 2015 г.)
  • Sierra — macOS 10.12 (20 сентября 2016 г.)
  • High Sierra — macOS 10. 13 (25 сентября 2017 г.)
  • Мохаве — macOS 10.14 (24 сентября 2018 г.)
  • Catalina — macOS 10.15 (7 октября 2019 г.)
  • Big Sur — macOS 11 (12 ноября 2020 г.)
  • Монтерей — macOS 12 (25 октября 2021 г.)

Перед выпуском Mac OS X 10.0 у Apple было 9 основных версий операционной системы, которые теперь классифицируются сообществом разработчиков как классическая macOS. Давайте также посмотрим на эти классические Apple Mac OS ниже.

Классические версии Mac OS по порядку

Вот список всех основных классических версий Mac OS от Apple по порядку:

  1. Системное программное обеспечение Macintosh — Система 1 (24 января 1984 г.)
  2. Системное ПО 2 – Система 0.3 и 0.5 (апрель 1985 г.
scroll to top